В дни VII Санкт-Петербургского международного культурного форума с 15 по 17 ноября лидеры российского и мирового арт-сообщества, ведущие теоретики и практики культуры выступили с лекциями и дискуссиями об инновационных технологиях в современном культурном процессе в рамках Открытого лектория «Культура 2.0» — специального проекта Форума.
Современные алгоритмы уже выводят искусство на новый уровень: нейросети рисуют картины, пишут музыку и стихи, а роботы играют в театрах и участвуют в перформансах. Может ли робот обойти живого творца? Какой смысл заменять человека на машину? Кристиан Кроос (Германия), соавтор первой в мире книги о роботизированном искусстве, вместе с куратором в Музеи Виктории и Альберта Кристианом Вольсингом и другими спикерами рассказал, стоит ли считать оригинальным произведением что-либо, созданное с помощью компьютерного алгоритма, не способного на мысли и эмоции.
В рамках «Культуры 2.0» также обсуждались компьютерные игры: «несерьезное» на первый взгляд развлечение на самом деле нередко оказывается фактом культуры, отражающим определенный этап ее развития. Своими размышлениями обменялись признанные эксперты в этой области — легенда игровой индустрии Эрнест Адамс (Швеция), который является автором фундаментальных руководств по гейм-дизайну и основателем Международной ассоциации разработчиков видеоигр, и президент Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр Андреас Ланэ (Германия), ранее руководивший Музеем компьютерных игр в Берлине.
Взглядом на сайнс-арт поделились представители науки и культуры: на дискуссии, помимо прочих, высказались крупнейший исследователь сайнс-арта в Европе, который курирует трехлетний исследовательский проект об отражении транслируемых учеными проблем в искусстве art*science Пьер Луиджи Капуччи (Италия), и Ольга Киселёва (Россия)— художник, профессор Университета Сорбонна, руководитель и соредактор французского журнала Plastik Art&Science.
«Взаимодействие науки и искусства — двусторонние отношения, которые начались с зарождения человеческой культуры. Художники находят себя в других областях и привносят все больше изменений в общество. Взаимоотношения между наукой и искусством очень важны для решения современных проблем, например, изменения климата, и тут искусство показывает, как объяснить обычным людям эти проблемы и решить их», — рассказал Пьер Луиджи Капуччи.
Технологии меняют не только искусство, но и роли привычных культурных институций — театров, музеев, библиотек. Есть ли у книгохранилищ будущее в цифровую эру? Судьбу библиотек в эпоху Google и Amazon, создающих глобальные цифровые коллекции книг, обсудили заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по Национальной электронной библиотеке Михаил Родионов, исполнительный директор Национальной библиотеки Катара Соэйр Вастави и исполнительный директор Партнерской Сети «Еврейское Культурное Наследие» Павел Кац (Нидерланды).
Важным направлением работы Открытого лектория стали новые технологии в кинематографе, который молниеносно реагирует на популярные тренды и запросы общества. В эпоху феминизма тема женских образов в современной киноиндустрии становится крайне значимой. Эксперты попытались объяснить, как изменилась роль женщины в кино за последние годы и какие требования предъявляло к женщинам общество на разных этапах своего развития. Этими вопросами задались молодой режиссер Ксения Зуева, чей полнометражный дебют «Близкие» стал хитом российских и международных кинофестивалей, актриса и писатель Шэннон О'Доннелл (США), директор Института кино в Дохе Фатима Аль Ремайхе (Катар) и Магдалена Корпас (Польша) — режиссер, продюсер, актриса, участник программы Каннского фестиваля.
Мобильные устройства перевернули нашу жизнь, в то же время открыв новые возможности для творчества. Закономерным следствием этого стала возрастающая популярность мобильного кино. С развитием технологий гаджеты продолжают совершенствоваться, что дает более широкие возможности для творчества и избавляет от нужды в дорогой технике. Но чем отличается любительская видеосъемка для соцсетей от настоящего кино? Новый жанр киноискусства, его перспективы и секреты создания обсудили директор Дублинского кинофестиваля для смартфонов Роберт Фицхью (Ирландия), создатель конкурса «Фильм Мобиль» Максим Муссель (Россия), режиссер, победитель фестиваля инстаграм-короткометражек в Торонто Наталья Гуркина (Россия) и другие.
«Востребованность Открытого лектория наглядно подтвердилась на примере международной дискуссии о мобильном кино, одном из самых актуальных мировых культурных явлений на сегодня. Формат профессионального обсуждения насущных вопросов создания и продвижения фильмов, снятых на смартфон, диалог с молодой и заинтересованной аудиторий, внимание множества СМИ — все это делает площадку «Культуры 2.0» уникальной по форме и содержанию», — отметил Максим Муссель.
Обсуждение последних тенденциях в кинематографе продолжилось на дискуссии о влиянии молодых режиссеров на культуру. Отдельное внимание уделялось короткометражному кино, которому отводятся как номинации в мировых конкурсах, так и отдельные фестивали. Среди спикеров — режиссеры Михаил Бородин и Кирилл Соколов (Россия), этим летом получивший главный приз кинофестиваля «Окно в Европу», и Фатима Аль Ремайхе (Катар). Модератором дискуссии стал Владислав Пастернак (Россия) — генеральный директор кинокомпании HHG, продюсер более 70 короткометражных игровых и анимационных проектов, а также полнометражных фильмов «Близкие» (конкурсная программа «Кинотавра» 2017) и «Цензор» (конкурсная программа «Окно в Европу» 2017).
В рамках «Культуры 2.0» также прошло несколько лекций от выдающихся экспертов. Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский прочел открытую лекцию о текущем состоянии культурной отрасли в России. Он рассказал об увеличении количества реставраций и планах реконструкций ряда культурных учреждений, об изменениях в работе творческих вузов, поддержке театральных коллективов и цензуре.
Знаменитый итальянский режиссер и сценарист Паоло Дженовезевместе с президентом Национального союза итальянских кинокритиков Франко Монтини (Италия) выступил с лекцией на тему «Итальянское кино третьего тысячелетия». Режиссер громко заявил о себе в 2016 году, когда его фильм «Идеальные незнакомцы» собрал главные кинонаграды Италии и стал хитом международных фестивалей. После успеха этой ленты Паоло Дженовезе стал известной фигурой в Голливуде, а в 2017 году выпустил новый фильм «Место встречи».
Также состоялась лекция Киёси Куросавы (Япония) — выдающегося японского режиссера и обладателя призов Каннского кинофестиваля. Каждый новый фильм Киёси Куросавы попадает в программы главных киносмотров мира: Берлинского, Венецианского, Роттердамского и других. Карьера Куросавы — пример того, как культовый андеграундный режиссер становится всемирно известным кинематографистом.
В дни Форума прошла еще одна лекция, посвященная кинематографу. Марко Мюллер — легенда в мире кино: более 30 лет он работает в фестивальном движении, а в 2007 году был награжден специальным призом «За пропаганду российского кино» на «Кинотавре». Эксперт рассказал о присутствию российских фильмов на международной арене на лекции «Российское кино глазами иностранного зрителя». Мероприятие модерировала киновед, куратор кинофестивалей, педагог Болонского университета Алена Шумакова (Италия).
Открытый лекторий «Культура 2.0» — постоянно действующий дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума о технологиях в культуре. Лекции, дискуссии и интерактивные форматы «Культуры 2.0» открыты для всех, кто интересуется современным культурным процессом и хочет принимать в нем активное участие. В центре внимания «Культуры 2.0» — цифровые и виртуальные технологии, социальные практики, технологии организации общественных пространств, развития локальных сообществ, продвижения инклюзивных и образовательных культурных проектов. Открытый лекторий впервые состоялся в 2016 году в рамках Деловой площадки Форума. С 2018 года мероприятия «Культуры 2.0» проводятся круглый год.