«Партиципация», «нейроэстетика» и «арт-медиация»: что скрывается за современными культурными терминами

28.12.2022
Elia Pellegrini
Сфера культуры движется навстречу как творцам, так и зрителям. Для того чтобы выполнять свои социальные функции — адаптацию и интеграцию людей, — она активно использует современные технологии и новые подходы. Эта сфера уже давно перестала ограничиваться только музеями и театрами, сегодня в область культуры входят перформансы, арт-медиации и инклюзивные практики. Но чтобы понять их, нужно говорить на одном языке с культурой. Совместно с Открытым лекторием «Культура 2.0» мы подготовили глоссарий, в котором объясняем основные термины.


Арт-резиденция — это пространство, где художник, писатель, музыкант может заниматься творчеством, демонстрировать свои результаты, общаться с коллегами по цеху и зрителями. В некоторых арт-резиденциях также предполагаются условия для длительного проживания художников-резидентов.

Изначально арт-резиденции были пространствами для уединенной работы художников, однако в современной интерпретации это в первую очередь профессиональное сообщество. Под одной крышей собираются творческие деятели, кураторы, арт-менеджеры, критики и другие профессионалы культуры. Таким образом арт-резиденция превращается в творческий кластер, где участники могут усиливать друг друга, делиться опытом и обратной связью, осуществлять нетворкинг и организовывать креативные коллаборации.

Креативные коллаборации. Это формат взаимодействия культурных институций или отдельных творцов между собой или с представителями смежных направлений культуры. Коллаборации позволяют освоить новые форматы и найти новый подход к зрителю, представить ему искусство в новом исполнении.

В рамках креативной коллаборации несколько художников могут объединиться в группу и создать совместный проект, например арт-фестиваль или перформанс. Коллаборации могут быть также у художников или институций совместно с брендами, продуктом такого сотрудничества может быть лимитированная серия одежды или аксессуаров с репродукцией картин из фондов музея. А иногда коллаборации осуществляются между художниками и технологическими центрами, например, как в проекте «Лаборатория креативной инженерии „Шум“».

Нейроэстетика. Область прикладных наук, которая сочетает нейропсихологические исследования и эмпирические исследования в области эстетики, чтобы понять, как наш мозг воспринимает, понимает и анализирует красоту.

В рамках этой предметной области изучаются нервные реакции мозга на демонстрацию того или иного объекта, сочетания цветов, формы. Благодаря этому направлению исследований ученые и творцы смогут лучше понять, почему мы находим какие-то вещи красивыми и восхитительными, из чего складывается наш эстетический опыт и почему мы можем даже влюбиться в произведение искусства.

Арт-медиация. Это новый формат взаимодействия зрителей с объектами искусства в стенах музеев или в выставочных залах. В условиях арт-медиации нет гидов или экскурсоводов, вместо них проводником зрителей становится арт-медиатор, он помогает зрителям понять искусство с помощью диалога.

Арт-медиатор не дает готовых ответов и не мучает зрителей рассуждениями на тему «что хотел сказать автор», он побуждает зрителей думать и размышлять, делиться чувствами и собственным отношением к произведению искусства, таким образом позволяя выработать индивидуальное суждение о произведении.

Тифлокомментирование. Эта практика также называется аудиодескрипцией и заключается в подготовке специальных лаконичных аудиокомментариев для слабовидящих посетителей экспозиции. Тифлокомментарии — это аудиоинформация, необходимая для дополнения или замещения визуальных образов, которые малодоступны слабовидящим.

Тифлокомментирование может быть записано заранее в формате аудиогида, но также оно может быть подготовленным и прямым. Применение этой практики позволяет увеличить присутствие в музеях слабовидящих посетителей, тем самым повышая инклюзивность культурных пространств.

Инклюзия. Инклюзия в культурной среде, как и в корпоративной или образовательной, подразумевает адаптацию пространств и форматов, создание комфортной среды для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, для пожилых людей или тех, кто имеет иные стартовые возможности.

Важно понимать, что инклюзия — это не только про установку пандусов в музеях. Это еще и комплекс практик по работе с различными категориями посетителей, поиск новых решений и распространение информации и опыта заботы о посетителях.

Музейна сценография. Это одновременно и философия, и комплекс практик для превращения музея в живое пространство. Благодаря грамотному использованию ее приемов музей становится не просто вместилищем для экспонатов, но и пространством, в котором человеку приятно находиться, узнавать и исследовать новое, взаимодействовать с объектами экспозиции.

В музейной сценографии используются принципы нарративного проектирования, то есть поход в музей становится не просто прогулкой среди экспонатов, а культурным опытом, историей, в которой каждый посетитель — главный герой, исследователь, соучастник. Этот комплекс практик позволяет придать индивидуальность культурному пространству и создать базу для диалога с аудиторией.

Партиципация. Это возможность участия посетителей в жизни музея. В партиципаторном музее посетители могут сами заниматься творчеством, обмениваться опытом и общаться на связанные с культурным учреждением темы. Никто не будет их прерывать, призывать к тишине и молчаливому поклонению храму искусства.

Партиципаторность отличается от интерактивности. В интерактивном музее посетитель может взаимодействовать с экспонатами, трогать их, перемещать, взаимодействовать с сенсорными панелями и в конце написать отзыв. В партиципаторном музее зритель может выйти на более высокий уровень, вступить в диалог с музеем и быть уверенным, что его голос будет услышан. Так посетители могут предлагать свое видение по улучшению среды и даже делиться своими произведениями искусства.

Аудиовизуального искусство. Это относительно молодое и многообразное направление искусства, в котором визуальные и звуковые образы непрерывно образуют единую структуру, создающую эстетический опыт для зрителя.

На сегодняшний день все еще сложно выделить единую концепцию аудиовизуального искусства, которую можно было бы использовать для безошибочного определения тех или иных произведений. Например, к аудиовизуальному искусству может относиться видеография и кинематограф, анимация — это самые распространенные и знакомые многим форматы. Но также к этому направлению будут относиться инсталляции, имеющие аудиосоставляющую, или перформансы.

Видеоарт часто путают с кинематографом. Это тоже относительно новое направление, в котором художники создают произведения, опираясь на свойства носителей, оборудования для съемок и смыслов, которые они запечатлевают и воспроизводят.

Видеоарт получил свое определение во многом в связи с индустриализацией кинематографа, превращением его в первую очередь в фабрику развлекательного контента, где есть место сюжетным поворотам, тропам и закадровому смеху, но практически нет места для самовыражения и эксперимента. В рамках видеоарта нет ограничений в виде потребительского спроса и тенденций рынка, есть только творческий замысел художника и масса способов его воплотить.