Открытый лекторий «Культура 2.0» пройдет в онлайн-формате

22.10.2020
Открытый лекторий «Культура 2.0» — специальный дискуссионный проект и ключевой блок образовательной программы Форума, который в этом году проведет целый марафон трансляций. В прямой эфир выйдут спикеры из России, Германии, Великобритании, США, Нидерландов и других стран.


Профессионалы из различных культурных сфер обсудят развитие электронной музыки и комиксов, облик городов будущего и правила современных музеев, вкус искусства и многое другое. 29 октября состоится первая трансляция, онлайн-дискуссии также пройдут 12, 13 и 14 ноября и 26 ноября. Посмотреть прямые эфиры можно будет на нашем сайте и на странице ВКонтакте. 

29 октября в 18:00 участники дискуссии «Инклюзия и этика в цифровом пространстве» поднимут важнейшую тему роли современных технологий в социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, создания условий для полноценного участия всех в общественной и культурной жизни. Среди спикеров мероприятия: София Александерссон, художественный директор международного культурного центра для людей с ограниченными возможностями здоровья ShareMusic & Perfoming Art в Швеции, Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма, Роберт Сохацкий, художник, сценограф, преподаватель Академии изящных искусств в Польше.

12 ноября онлайн-программа «Культуры 2.0» начнется с дискуссии о музеях будущего и будущем музеев. Инновации диктуют новые условия существования культурной сферы, что не может не отражаться на музеях. Если раньше основу их работы составляли накопление и хранение предметов культурного достояния, то сегодня фокус сместился в сторону презентации экспонатов и привлечения посетителей. Сегодня музей по-прежнему осуществляет образовательную функцию: знакомит с новыми концепциями, помогает исследовать передовые технологии, повышает уровень социальной ответственности. Через слух, зрение и осязание инклюзивные программы способствуют расширению рамок восприятия традиционного искусства. Таким образом, интерактивные формы подачи информации не только развлекают аудиторию, но и дополняют экспозицию, делая ее более многогранной.

Однако стоит ли классическому музею стремиться к использованию инноваций и мультимедийного оборудования в условиях быстрого развития технологий? Может ли интерактив стать основой музейного контента и полностью заменить произведения искусства? Гарантирует ли использование VR, AR и AI технологий успех? Каковы тенденции и перспективы применения интерактивных форматов в музейной работе? Этим вопросам посвящена дискуссия «Музеи будущего», участниками которой станут известные эксперты — сэр Иан Блэтчфорд, директор Музея науки (Великобритания), Михил Бюхель, директор Научного центра NEMO (Нидерланды), Марсела Сабину, руководитель по инновациям Музея завтрашнего дня (Бразилия), Штефан Брандт, директор Futurium (Германия), и Ванесса Боркманн, профессор познавательной среды Fraunhofer IAO (Германия). Они поделятся своим видением, как интерактивные технологии могут изменить будущее музеев.

Открытый лекторий в этом году обратится к визуальному массовому искусству, а именно к комиксу. До сих пор можно услышать мнение, что это «несерьезный» жанр, предназначенный для детей и подростков, которые не хотят или не могут читать книги. Но специалисты, наоборот, говорят о комиксе как о новой форме в искусстве. Распространение массовой культуры, глобализация и урбанизация привели к возникновению новых форм творческого самовыражения. Объединив в себе литературное и художественное начало, комикс становится самобытным видом искусства, продуктом новой эпохи. 12 ноября дискуссия «Комикс: искусство под номером девять» будет посвящена этому жанру.

В чем же, помимо слияния текста и изображения, состоят особенности комикса? Что отличает графический роман от художественной литературы? И какие преимущества есть у комикса перед другими литературными произведениями? Сформулировать свой ответ на эти вопросы смогут: директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев, директор культурного центра «Франкотека», коллекционер комиксов Донасьен Де Рошамбо (Франция), литературный агент Николя Гривель (Франция). А также современные авторы комиксов Мавил (Германия) и Ольга Лаврентьева (Россия).

13 ноября дискуссия «Роль научных коммуникаторов в музее и культуре» затронет важную тему популяризации научного знания. Сегодня передача научно-популярных знаний осуществляется разными путями: создаются образовательные онлайн-курсы, запускаются YouTube-каналы. При этом музейные сотрудники также распространяют информацию о науке широкому кругу людей, поскольку современный музей — это не только коллекция экспонатов, но и открытая площадка для научных дискуссий и образовательных проектов.

Популяризация науки, как и создание общего информационного поля, невозможны без развития научной коммуникации, основу которой составляет посредничество между учеными и обществом. Специалисты, способные сложное научное знание перевести на понятный для аудитории язык, называются научными коммуникаторами. Задача коммуникатора в сфере культуры состоит не только в распространении знаний, но и в продвижении культурной организации. Среди экспертов дискуссии ожидаются Николас Пайенсон, геолог-исследователь и хранитель коллекций морских млекопитающих Смитсоновского Национального музея естественной истории (США), Вячеслав Львович Климентов, заместитель директора по научной работе Музея космонавтики, Микко Милликоски, директор Музея Науки Эврика в Финляндии, Вибке Россиг, руководитель площадки Берлинского музея естествознания. Исследователи поделятся своими мнениями, какое будущее у профессии коммуникатора в культуре, какие цели стоят перед ними, чем научная коммуникация может помочь музею. А также попробуют разобраться, способствует ли научная коммуникация обмену опытом и повышению квалификации музейного сообщества? Стоит ли музею тратить ресурсы на создание собственной научной и информационной среды? Кто должен взаимодействовать с аудиторией в музее: экскурсовод или ученый?

13 ноября спикеры «Культуры 2.0» предложат обсудить визуальную культуру городов. Согласно статистике, более половины населения планеты живет в городских условиях. Растет количество городов, растут они сами, превращаясь в мегаполисы, и проблема, как создать и поддерживать комфортную среду обитания для городских жителей, становится остроактуальной. Формирование качественного городского пространства невозможно без сохранения и развития его идентичности, а также соблюдения архитектурно-художественных требований. Это и станет темой онлайн-дискуссии «Дизайн-код и визуальная целостность города», в которой примет участие директор архитектурной школы «Марш» Никита Токарев, историк-урбанист Лео Холлис, директор Archinfo Finland в Финляндии Катарина Силтавуори и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Обилие кричащих вывесок негативно влияет на общее состояние города и создает визуальный шум, мешая горожанам ориентироваться и скрывая архитектурные элементы зданий. Дизайн-код помогает сохранить красоту фасадов и чистоту городского пейзажа, а также делает городскую логистику более простой и безопасной. Как в стремлении сделать городскую среду единообразной, учесть интересы представителей бизнес-сообщества? Располагает ли дизайн-код к созданию здоровой конкуренции в бизнесе? Каким образом горожане и предприниматели могут помочь в разработке единого дизайн-кода города? Может ли дизайн-код способствовать урегулированию туристического потока? Обсуждение создания стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды, несомненно, вызовет оживленный интерес публики.

Открытый лекторий старается рассматривать культуру в широком понимании, говорить о различных направлениях — даже самых необычных. Дискуссии 14 ноября будут посвящены современной музыке и ресторанам в музеях. «Будущее электронной музыки в эпоху поколения Z» — дискуссия о том, как развивались технологии создания электронной музыки последние 10 лет и к чему это может привести в будущем. Всего за одно десятилетие изменились эстетические концепции, появилось огромное количество программ для сочинения музыки, повсеместно используются готовые пресеты и сэмплы. Современные музыканты — это представители цифрового поколения, привычные к постоянному присутствию электроники в своей жизни. Поэтому возможность просто сесть и начать писать музыку с помощью доступного цифрового устройства кажется им естественной.

Возникает вопрос, каждый ли может сегодня создавать музыку? Что отличает любителя от профессионала? В чем особенность технологии создания современной электронной музыки? И какое же будущее ждет электронную музыку? Поговорить на эти темы мы пригласили крупных экспертов, среди которых Антонио де Робертис, координатор программы аудиопроизводства Школы Института аудиоинженеров (SAE UK) (Великобритания), Ханс-Йоахим Ределиус, музыкант и композитор из Германии, Маттиас Падчерни, научный сотрудник факультета музыковедения Берлинского университета искусств, и Дмитрий Панов, директор Московской школы музыки.

14 ноября дискуссия «Искусство со вкусом» коснется ресторанов и кафе в музеях. Как работают эти дополнительные сервисы, нацеленные на привлечение внимания аудитории, обсудят опытные музейщики, среди которых ожидаются такие эксперты, как Кэтлин ЛеБеско, заместитель вице-президента по стратегическим инициативам Колледжа Marymount Manhattan (США), Бьорн Стенверс, член правления Международного комитета маркетинга и связей с общественностью ИКОМ (Нидерланды), а также Хелена Коберг, старший куратор Национального музея Швеции. Дополнительные музейные сервисы играют не последнюю роль в позиционировании музея как доступного места проведения семейного отдыха, дружеских встреч и деловых переговоров. Очевидно, что музейные кафе и рестораны являются источником дополнительной прибыли. Но какие функции, помимо коммерческой, они еще могут выполнять? Должны ли рестораны и кафе быть вписаны в экспозицию музея? И существует ли специфика музейных ресторанов и кафе? Вместе с экспертами попробуем современные музеи на вкус.

26 ноября в 18:00 пройдет дискуссия «Блокчейн в искусстве: вдохновение технологиями». Произведения искусства, созданные с применением научных знаний, техники, биологии, социологии как новое направление творческой деятельности. Blockchain Art и биткоин-произведения: технологии в искусстве и культуре, помощники или конкуренты для современного человека?


Онлайн-программа Открытого лектория «Культура 2.0» будет доступна бесплатно для всех желающих
.