На Форуме представили программу Зальцбургского фестиваля 2020 года

16.11.2019
16 ноября в рамках трека «Фестиваль фестивалей» состоялась презентация программы юбилейного Зальцбургского фестиваля, который в 2020 году отметит свое 100-летие.


Работу трека продолжила презентация финалистов конкурса «Молодые фестивали России и Европы» — фестивальных проектов из разных регионов России.

Презентацию «100 лет Зальцбургскому фестивалю: хранитель традиций и трендсеттер» провела президент Зальцбургского фестиваля, одна из самых ярких и влиятельных арт-менеджеров мира Хельга Рабль-Штадлер (Австрия). Модератором мероприятия выступил исполнительный директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи Дмитрий Гринченко.

«Зальцбургский фестиваль — это то, к чему мы стремимся, проводя, например, Зимний международный фестиваль искусств в Сочи. Это совершенно феноменальная история, как можно на протяжении 100 лет быть одним из лучших фестивалей в мире, но сохранить актуальность, не превратиться в фестиваль-музей. Каждый год я открываю программу Зальцбургского фестиваля и продолжаю бесконечно завидовать фантазии, желанию развивать то, чему все мы посвятили жизнь», — отметил Дмитрий Гринченко.

Хельга Рабль-Штадлер рассказала об истории Зальцбургского фестиваля, анонсировала выступления на юбилейном фестивале звезд российской академической музыки, а также поделилась впечатлениями от посещения Санкт-Петербургского международного культурного форума.

«Мне понравилось, что Форум фокусирует внимание на молодежи и детях. Зальцбургский фестиваль скоро празднует свое 100-летие, и по этому поводу мы не будем устраивать дорогой фейерверк. Мы будем фонтанировать идеями, которые пригодятся для работы с молодежью и детской аудиторией.

Процитирую композитора Густава Малера: «Традиция — это не поклонение угасшим углям костра и золе. Это огонь, который мы несем в будущее». Традиция означает мужество делать что-то дальше. И Зальцбургский фестиваль в течение 100 лет, с одной стороны, бережет традиции, а с другой, смотрит в будущее. Новые тенденции рождаются из традиций.

В 2019 году на Зальцбургском фестивале прошли 242 мероприятия на 16 площадках. Мы без преувеличения являемся крупнейшим фестивалем классической музыки в мире.

Год основания Зальцбургского фестиваля — 1920. Художники, деятели искусства выступили с этой идеей, потому что после драмы Первой мировой войны хотели дать растерянным людям другое ощущение мира. Фестивали организуют не потому, что времена хороши, а именно потому, что они плохи. Не может быть оправданий и отговорок, что времена для искусства, мол, неподходящие.

На границе Зальцбурга был лагерь для русских военнопленных. После Первой мировой войны из досок бараков, в которых были размещены военнопленные, сколотили первую сцену для Зальцбургского фестиваля. Эта была метафора перехода к миру.

В 2020 году мы, конечно же, будем праздновать. Будут открыты архивы, мы увидим программу фестивалей за все эти 100 лет. Первой оперой в программе Зальцбургского фестиваля был «Дон Жуан» Моцарта, и в этом году будет новая постановка «Дон Жуана». Дирижировать оркестром будет Теодор Курентзис, режиссером выступит Ромео Кастеллуччи. Очень серьезное событие — опера Мусоргского «Борис Годунов», главную партию в которой исполнит Ильдар Абдразаков. Российские исполнители очень важны для нас», — сказала Хельга Рабль-Штадлер.

В программу Зальцбургского фестиваля 2020 года войдут 6 оперных постановок и 2 оперы в концертном исполнении, 91 концерт и 57 театральных постановок. Презентация юбилейного Зальцбургского фестиваля на Форуме стала прологом к череде дальнейших совместных культурных проектов двух стран, среди которых Год литературы и театра Россия — Австрия 2020–2021.

На презентации «Молодые фестивали России и Европы» международному жюри проекта «Европа для фестивалей — Фестивали для Европы» (ЕФФЕ) были представлены 11 фестивальных проектов, ставших финалистами конкурса «Молодые фестивали России и Европы». Открытый конкурс заявок был организован в рамках подготовки к VIII Санкт-Петербургскому международному культурному форуму. Участие в конкурсе могли принять все молодые российские фестивали, желающие заявить о себе на международном уровне.

В мероприятии приняли участие генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин, генеральный секретарь Европейской ассоциации фестивалей, содиректор проекта «Европа для Фестивалей, Фестивали для Европы» Катрин Девентер (Германия), представители проектов-финалистов конкурса «Молодые фестивали России и Европы» и др. Модератором стал Дмитрий Гринченко.

По итогам презентации международное жюри ЕФФЕ выбрало трех победителей конкурса и присвоило им знаки «Рекомендовано ЕФФЕ»:

  • Форум-фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» (Москва);
  • Международный театральный фестиваль «Толстой» (Тульская область);
  • Фестиваль Ural Music Night (Екатеринбург).

В рамках мероприятия также состоялась презентация нового российского фестиваля «Таврида — АРТ», который впервые прошел в 2019 году.

«Мы надеемся, что наш фестиваль откроет дорогу в будущее молодым талантливым представителям культуры. Молодые люди, которые сегодня занимаются культурой и искусством, – визионеры, они формулируют будущее. Представители технических профессий это будущее приближают. Но для того, чтобы приближать, мы его должны видеть. Видим мы его при помощи молодых визионеров.

Фестиваль «Таврида — АРТ» — это, во-первых, восемь арт-кварталов, куда на неделю приезжают молодые художники, музыканты, ребята, которые занимаются кино, театром, другими направлениями. Ребята живут в арт-кварталах, они эти арт-кварталы строят, наполняют контентом и смыслом. Вечерняя программа главной сцены представляет большую группу российских и зарубежных артистов, вместе с которыми выступают молодые ребята.

Судак — небольшой город, 17 тысяч жителей. И с этим местом, и с людьми, которые там живут, происходят удивительные трансформации. Мы провели 35 различных мероприятий прямо в городе и для горожан. 92 тысячи зрителей посетили три основных дня нашего фестиваля. «Таврида — АРТ» — якорный проект для юго-восточной части полуострова Крым, меняющий облик, инфраструктуру, внутреннюю культуру региона», — рассказал Сергей Першин.