Комиксы и электронная музыка, музеи будущего и научные коммуникации, дизайн-коды и блокчейн в искусстве

19.08.2020
Открытый лекторий готовит обширную программу дискуссий, лекций и мастер-классов об актуальных трендах современной культуры и развитии технологий в ней. Все мероприятия «Культуры 2.0» предназначены для Общественного потока Форума и традиционно бесплатны.
 

«Культура 2.0» — ключевой проект образовательного блока программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Открытый лекторий о технологиях в культуре поднимает темы, которые только начинают обсуждаться в России, а иногда и в мире. Открытый лекторий «Культура 2.0» объединяет всемирно известных экспертов в области культуры и молодых инноваторов, композиторов и писателей, кинорежиссеров и дизайнеров. Круг тем «Культуры 2.0» настолько широк, потому что касается всего самого нового и интересного в культурном процессе сегодняшнего дня. В этом году в программе Открытого лектория отчетливо звучит проблематика массовой культуры в самых разных ее проявлениях — от вопросов, считать ли комиксы искусством, до обсуждений, как сделать культуру доступнее с помощью ее популяризации и научных коммуникаций в музеях, а сами музеи — привлекательнее для посетителей через развитие их инфраструктуры.

Открытый лекторий постоянно расширяет свою аудиторию, предлагая новые темы и форматы общения. В этом году появился новый блок — «Культура 2.0 Zoom». Как стать художником по свету? Где учиться на художника-бутафора? Чем занимается концертмейстер? Как изменится работа людей в культуре в ближайшее будущее, какими навыками и компетенциями должны будут обладать выпускники уже в ближайшей перспективе? Серия мероприятий Открытого лектория «Культура 2.0 Zoom» предназначена для очень молодой аудитории, то есть тех, кто только выбирает свое профессиональное будущее. «Культура 2.0 Zoom» помогает разобраться в особенностях различных профессий сферы культуры — спикеры открывают секреты своих профессий и рассказывают, как технологии меняют их работу.

В дни Форума с 12 по 14 ноября Открытый лекторий «Культура 2.0» будет работать в Манеже. Его программа будет включать несколько тематических блоков. Один из них — музыкальные технологии и перспективы электронной музыки.

Паблик-ток «Технологии, меняющие музыкальную индустрию» коснется тех изменений, которые развитие технологий привносит в музыку. Появление новых музыкальных инструментов, массовое использование современных технологий и применение компьютерных программ приводит к трансформациям в областях музыкального образования, создания и воспроизведения музыки. Интерес музыкантов и слушателей к необычным звучаниям, стремление сделать труд композиторов и исполнителей более легким порождают новый подход к творческому процессу.

Приведут ли творческие и технологические исследования в области музыки, а также изучение многолетнего опыта композиторов, музыкантов и слушателей, к созданию инновационной музыкальной технологии? Возможно ли вообще сделать музыку объектом научных изысканий? Как соотнести художественное восприятие музыки с естественнонаучным подходом к ее познанию? Эти вопросы эксперты обсудят вместе со зрителями.

Дискуссия «Электронная музыка XXI века: от дабстепа до электро-хауса» продолжит музыкальную тему с другой точки зрения: как появление нового типа инструментов (электронных и электромеханических) еще в начале ХХ века привело позднее, в 1960-1970-х годах, к формированию нового жанра музыки и как он развивался в прошедшие десятилетия, став одним из самых популярных направлений массовой культуры. Феномен электронной музыки, которая сейчас включает в себя множество разных стилей – от академических экспериментальных до танцевальных, – напрямую связан с влиянием технологий.  Специалисты по исследованию музыки, композиторы и исполнители, в том числе эксперты из Германии - Маттиас Падчерни, младший научный сотрудник факультета музыковедения Берлинского университета искусств, и Ханс-Йоахим Ределиус, музыкант и композитор, расскажут, какие революционные изменения претерпела электронная музыка как жанр за последнее десятилетие, в чем состоят различия между электронной музыкой 90-х годов и ее современными стилями, возможно ли проводить анализ электронной музыки и как поп-культура и электронная музыка влияют друг на друга.

«Будущее электронной музыки в эпоху поколения Z» — дискуссия, на которой специалисты из Великобритании, Испании и других стран обсудят, как развивались технологии создания электронной музыки последние 10 лет и к чему это может привести в будущем. Всего за одно десятилетие изменились эстетические концепции, появилось огромное количество программ для сочинения музыки, повсеместно используются готовые пресеты и сэмплы. Современные музыканты — это представители цифрового поколения, привычные к постоянному присутствию электроники в своей жизни. Поэтому возможность просто сесть и начать писать музыку с помощью доступного цифрового устройства кажется им естественной.

Возникает вопрос, каждый ли может сегодня создавать музыку? Что отличает любителя от профессионала? В чем особенность технологии создания современной электронной музыки? И какое же будущее ждет электронную музыку? Поговорить на эти темы мы пригласили крупных экспертов, среди которых Антонио де Робертис, координатор программы аудиопроизводства Школы Института аудиоинженеров (SAE UK) (Великобритания), Серхи Хорда, доцент Университета Помпеу Фабра, соучредитель Reactable Systems (Испания) и других.

Тему музыкальных технологий продолжит «Культура 2.0 Zoom»: паблик-ток «Я хочу быть музыкантом!» поможет молодым людям разобраться, с чего начинается этот профессиональный путь, какими навыками и умениями нужно обладать и почему мало просто научиться держать в руках гитару. Необходимо ли современному автору иметь музыкальное образование? Где искать вдохновение? Какими программы для создания звуков или мелодий стоит пользоваться начинающему музыканту? Как найти продюсера и привлечь внимание слушателей к своим произведениям? Какие платформы позволяют самостоятельно публиковать и продавать свою музыку? Об этом мы поговорим с известным музыкантом и услышим профессиональное мнение.

Другой тематический блок Открытого лектория в этом году — визуальное массовое искусство, а именно комиксы. До сих пор можно услышать мнение, что это «несерьезный» жанр, предназначенный для детей и подростков, которые не хотят или не могут читать книги. Но специалисты, наоборот, говорят о комиксе как о новой форме в искусстве. Распространение массовой культуры, глобализация и урбанизация привели к возникновению новых форм творческого самовыражения. Как следствие, зарождается самостоятельный, девятый вид искусства, стоящий на стыке литературы и живописи. Дискуссия «Комикс: искусство под номером девять» будет посвящена этому, довольно новому жанру. Объединив в себе литературное и художественное начало, комикс становится самобытным видом искусства, продуктом новой эпохи. В чем же, помимо слияния текста и изображения, состоят особенности комикса? Что отличает комикс от художественной литературы? И какие преимущества есть у комикса перед другими литературными произведениями? Все это, а также перспективы комикса как целой индустрии, будет обсуждаться в рамках «Культуры 2.0».

А «Культура 2.0 Zoom» продолжит тему комикса практическим паблик-током «Как стать художником комиксов?». Профессиональный эксперт поможет подросткам разобраться в особенностях профессии художника комиксов, на личном примере раскроет секреты своей работы, расскажет о своем творческом пути и поделится мыслями о будущем художника комиксов в эпоху развития высоких технологий.

С чего начать профессиональный путь будущему художник комиксов? Нужно ли иметь художественное образование? Где и зачем учиться этому искусству? Как искать темы и сюжеты для комиксов? Чьими работами следует вдохновляться? Как привлечь внимание к своей работе и начать зарабатывать на своих произведениях? Узнаем на «Культуре 2.0 Zoom»!

Еще один тематический блок «Культуры 2.0» на Форуме — музеи будущего и будущее музеев. Постоянное присутствие в нашей жизни высоких технологий приводит к изменениям потребностей общества. Инновации диктуют новые условия существования культурной сферы, что не может не отражаться на музеях. Если раньше основу музейной работы составляли накопление и хранение предметов культурного достояния, то сегодня фокус сместился в сторону презентации экспонатов и привлечения посетителей. Сегодня музей по-прежнему осуществляет образовательную функцию: знакомит с новыми концепциями, помогает исследовать передовые технологии, повышает уровень социальной ответственности. Через слух, зрение и осязание инклюзивные программы способствуют расширению рамок восприятия традиционного искусства. Таким образом, интерактивные формы подачи информации не только развлекают аудиторию, но и дополняют экспозицию, делая ее более многогранной.

Однако стоит ли классическому музею стремиться к использованию инноваций и мультимедийного оборудование, в условиях быстрого развития технологий? Может ли интерактив стать основой музейного контента и полностью заменить произведения искусства? Является ли использование VR, AR и AI технологий гарантом успеха? Каковы тенденции и перспективы применения интерактивных форматов в музейной работе? И какое будущее ждет музеи и музейное сообщество? Этим вопросам посвящена дискуссия «Музеи будущего», на которой известные эксперты - сэр Иан Блэтчфорд, директор Музея науки (Великобритания), Михил Бюхель, директор Научного центра NEMO (Нидерланды), Тоня Нельсон, директор по современным технологиям и инновациям Совета по делам искусств Англии (Великобритания) и другие поделятся своим видением, как интерактивные технологии могут изменить будущее музеев.

Дискуссия «Роль научных коммуникаторов в музее и культуре» затронет важную тему популяризации научного знания. Сегодня передача научно-популярных знаний осуществляется разными путями - создаются образовательные онлайн-курсы, запускаются YouTube-каналы. При этом музейные сотрудники также распространяют информацию о науке широкому кругу людей, поскольку современный музей — это не только коллекция экспонатов, но и открытая площадка для научных дискуссий и образовательных проектов.

Популяризация науки, как и создание общего информационного поля, невозможны без развития научной коммуникации, основу которой составляет посредничество между учеными и обществом. Специалисты, способные сложное научное знание перевести на понятный для аудитории язык, называются научными коммуникаторами. Задача коммуникатора в сфере культуры состоит не только в распространении знаний, но и в продвижении культурной организации как эксперта. В ходе дискуссии специалисты, среди которых ожидается такой именитый эксперт, как Николас Пайенсон, геолог-исследователь, хранитель коллекции окаменелостей морских млекопитающих Смитсоновского Национального музея естественной истории (США), поделятся своими мнениями, какое будущее у научной коммуникации в культуре, какие цели стоят перед научными коммуникаторами, чем научная коммуникация может помочь музею. А также попробуют разобраться, способствует ли научная коммуникация обмену опытом и повышению квалификации музейного сообщества? Стоит ли музею тратить ресурсы на создание собственной научной и информационной среды? Кто должен взаимодействовать с аудиторией в музее: экскурсовод или ученый? И какова роль музея в развитии науки?

Музейная тема продолжится необычно — дискуссия «Искусство со вкусом» будет посвящена… ресторанам и кафе в музеях. Как работают эти дополнительные сервисы, нацеленные на привлечение внимания аудитории, обсудят опытные музейщики, среди которых ожидаются такие эксперты, как Кэтлин ЛеБеско, заместитель вице-президента по стратегическим инициативам Колледжа Marymount Manhattan (США) и Бьорн Стенверс, член правления Международного комитета маркетинга и связей с общественностью ИКОМ (Нидерланды). Дополнительные музейные сервисы, такие как кафе и рестораны, играют не последнюю роль в позиционировании музея как доступного места проведения семейного отдыха, дружеских встреч и деловых переговоров. Очевидно, что музейные кафе и рестораны являются источником дополнительной прибыли. Но какие функции, помимо коммерческой, они еще могут выполнять? Должны ли рестораны и кафе быть вписаны в экспозицию музея? И существует ли специфика музейных ресторанов и кафе?

Проблематику массовой культуры разовьет дискуссия «Массовая культура: китч или благо?». Индустриализация и глобализация, развитие рыночных отношений и технический прогресс, ускорение ритма жизни и изменение моделей потребления (в том числе информации) привели к бурному развитию и распространению массовой культуры. Культура масс демократична, понятна большинству и обращена к людям вне зависимости от национальных, социальных и материальных особенностей, она адаптирована к текущим потребностям общества и условиям жизни. Однако поп-культура существует в условиях производства и потребления, а развлечение и удовольствие имеют определяющее значение. Такая ситуация неотвратимо ведет культуру к стандартизации и упрощению в смысловом и художественном отношении.

В отличие от культуры большинства, элитарная культура ищет новые пути для воплощения художественных замыслов и производит исключительные культурные ценности. При этом «высокая» культура, воплощающая образцовое искусство, доступна ограниченному, привилегированному кругу лиц, что противоречит нынешнему общественному устройству, реализующего принцип социального равенства.

Всемирно известные эксперты, среди которых такие авторитеты, как Джон Стори, почетный профессор культурологии Университета Сандерленда (Великобритания) и Анджела Нельсон, доцент кафедры популярной культуры Государственного университета Боулинг Грин (США), будут рассуждать вместе со зрителями, актуально ли в современном мире деление культуры на массовую и элитарную, стоит ли культуру элит противопоставлять поп-культуре или на сегодняшний день они во многом пересекаются, может ли массовая культура быть качественной, элитарной? И конечно, главный вопрос — может ли культура изменить нашу жизнь.

Об изменениях в жизни, которые привносят технологии, будут говорить и на дискуссии «Инклюзия и этика в цифровом пространстве». Речь на ней пойдет преимущественно о специфике коммуникаций в цифровой среде. Роль современных технологий настолько велика, что требует от цифрового пространства быть максимально комфортным для всех пользователей вне зависимости от их возраста, физического и психологического здоровья. Цифровые технологии должны способствовать социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, создавая условия для их полноценного участия в общественной жизни.

Как создать удобное цифровое пространство для пользователя? Каким образом учитывать пожелания и потребности своей аудитории? Как культурным институциям создать качественный, этичный и успешный цифровой продукт? Вокруг этих вопросов и развернется разговор на этой дискуссии.

Но все мы живем не только и не столько в цифровом пространстве, сколько в пространстве городском — согласно статистике, более половины населения планеты живет в городах. Растет количество городов, растут они сами, превращаясь в мегаполисы, и проблемы, как создать и поддерживать комфортную среду обитания для городских жителей, становится остроактуальной. Формирование качественного городского пространства невозможно без сохранения и развития его идентичности, а также соблюдения архитектурно-художественных требований. Это и станет темой дискуссии «Дизайн-код и визуальная целостность города», в которой примет участие директор отдела архитектуры и городской среды Design Council Сью Морган (Великобритания). Обилие кричащих вывесок негативно влияет на общее состояние города и создает визуальный шум, мешая горожанам ориентироваться и скрывая архитектурные элементы зданий. Дизайн-код помогает сохранить красоту фасадов и чистоту городского пейзажа, а также делает городскую логистику более простой и безопасной.

Какие сложности сопровождают введение в городе дизайн-кода? Как в стремлении сделать городскую среду единообразной, учесть интересы представителей бизнес-сообщества? Располагает ли дизайн-код к созданию здоровой конкуренции в бизнесе? Каким образом горожане и предприниматели могут помочь в разработке единого дизайн-кода города? Может ли дизайн-код способствовать урегулированию туристического потока? Обсуждение создания стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды, несомненно, вызовет оживленный интерес публики.

И, конечно, разговор о технологиях невозможен сегодня без упоминания блокчейна. Какое отношение это имеет к культуре? Самое прямое, уверены спикеры дискуссии «Блокчейн в искусстве: вдохновение технологиями» Роберт Нортон — соучредитель, главный исполнительный директор Verisart (Великобритания) и Кейт Васс, основатель Kate Vass Galerie (Швейцария).

Работы современных художников уже давно переходят в область науки, техники, биологии, социологии и т.д. Поэтому появление Blockchain Art как отдельного направления в искусстве кажется естественным. Возможность создания автономного, самоокупаемого и самовоспроизводящегося произведения, с которым можно взаимодействовать, крайне привлекательна для творцов. Однако почему произведения блокчейн-искусства по-прежнему принимаются далеко не всеми? Достигнут ли биткоин-произведения уровня высокого искусства? Что препятствует музеям и галереям воспринимать Blockchain Art серьезно?

Блокчейн-технологии позволяют сделать систему купли-продажи произведений искусства более прозрачной. Использование смарт-контрактов, обязательства по которым выполняются автоматически, способствует прямому взаимодействию художника и клиента без участия посредников. Откроет ли блокчейн новые варианты для финансирования художественных начинаний? Сделает ли произведения искусства более доступными для людей среднего класса?

В наибольшей степени блокчейн-технологии способны оказать влияние на проверку подлинности и доказательство происхождения предмета искусства. Сегодня большинство продаж в мире искусства приходится на произведения класса люкс, чья высокая стоимость порождает распространение подделок и мошенничества. Созданные с помощью блокчейна системы оценки, документирования и сертификации художественных и цифровых произведений сделают рынок искусства единым и легальным. Приведет ли это к снижению цен и удешевлению искусства? И возможно ли появление открытого рынка искусств в ближайшее время? Темы блокчейна в искусстве относительно недавно начали обсуждаться в мире, и вот в России одной из первых площадок для такой дискуссии станет Открытый лекторий «Культура 2.0».

Традиционно в дни работы Открытого лектория «Культура 2.0» проходят открытые лекции деятелей культуры — в этом году планируется выступление министра культуры РФ Ольги Любимовой, а также паблик-ток с известным писателем, лауреатом литературной премии. Наш гость расскажет о своем пути в литературе: о муках творчества, о первых поклонниках и критиках, об успехах и неудачах. Также мы побеседуем, должно ли искусство соответствовать духу времени, и поговорим о состоянии современной литературы и культуры в целом.