Что мешает культурным институциям быть ближе к посетителям с нарушениями зрения? Как музеям завоевать интерес подростка? Как стать цифровым художником, и что такое диджитал-искусство? 1 июля 2022 года в Архангельске на фестивале новой культуры «Белый июнь» специальный дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума «Культура 2.0» провел очередную выездную сессию, в центре внимания которой были эти и другие темы.
1 июля состоялась панельная дискуссия «Развитие креативных индустрий в регионах РФ в условиях новых экономических реалий», в которой приняли участие губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, директор Санкт-Петербургского международного культурного форума Егор Москвин, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор Департамента культуры ХМАО-Югры Артур Латыпов и вице-президент Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта Роберт Васильев. Вместе они обсудили перспективы развития креативных индустрий в российских регионах — относительно молодого сектора экономики страны, который активно формируется и вносит большое вклад в ее развитие.
«Лучше всего рассматривать креативные индустрии на конкретных примерах, — отметил Егор Москвин. — Возьмем вот этот чудесный фестиваль "Белый июнь" — в первый раз он прошел в 2020 году, и тогда это был книжный фестиваль. Прошло всего два года — и "Белый июнь" превратился из книжного фестиваля в многонаправленное и многозадачное мероприятие. Здесь есть все — и IT, и сотовая связь, и "Культура 2.0", на которой сегодня будут обсуждаться форматы работы культурных учреждений с самыми разными аудиториями. Вот это, собственно, и является ярким примером креативной индустрии. В этом году Культурный форум в Петербурге меняет свой формат, и поскольку тема креативных индустрий сейчас активно развивается, организаторы Форума приняли решения в рамках Культурного форума сделать отдельное направление по креативным индустриям и современному искусству».
Первым из выездных мероприятий Открытого лектория «Культура 2.0» в Архангельске стал мастер-класс «Что мешает культурным институциям стать доступными для слепых и слабовидящих?» эксперта-тифлокомментатора Веры Февральских (Москва), которая осветила важную для любого развитого общества тему предоставления равных возможностей, в том числе в сфере культуры, людям с сенсорными нарушениями: слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим. Не секрет, что для них поход в учреждение культуры по-прежнему остается нерегулярным и не самым простым в реализации событием. На основе личного опыта преподаватель института «Реакомп» и один из ведущих специалистов России в сфере тифлокомментирования, выделила ключевые факторы, препятствующие доступу слепых и слабовидящих к киноконтенту, театральным постановкам и музейным проектам: «Проблема не в качестве тифлокомментирования, а в организации процесса. 70-80 % времени занимает кураторская деятельность. Задача не только в том, чтобы грамотно подготовить и провести тифлокомментирование, но и в активистской, просветительской деятельности». Эксперт отметила, что осенью 2022 года, как ожидается, будут приняты изменения в российское законодательство, которые юридически закрепят профессию тифлокомментатора и требования к специалистам этого профиля. Изменение юридического статуса тифлокомментаторов даст толчок развитию образовательных программ, учреждения культуры смогут брать таких специалистов в штат и развивать инклюзивные программы.
Если работа с людьми с сенсорными нарушениями сложна в финансовом и организационно-технологическом аспекте, то привлечение юных посетителей требует от музеев поиска концептуально нового подхода. Как работать с этой аудиторией, обсудили участники открытой дискуссии «Культуры 2.0» «Что мы знаем о подростках?»: Владислав Колесников, куратор программ доступности и инклюзии Фонда V–A–C (Москва); Сергей Несвицкий, руководитель отдела предоставления услуг Музея транспорта Москвы (Москва); Дарья Маликова, ведущий специалист отдела специальных проектов ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», Уральский филиал (Екатеринбург); Наталья Мачихина, куратор образовательного направления ГМЗ «Царицыно» (Москва); Константин Андреев, руководитель Образовательного центра Музея истории ГУЛАГа (Москва) и Ирина Кельнер, сооснователь Центра социальных инноваций в сфере культуры «Музейный опыт» (Санкт-Петербург). Несмотря на отличия в темах, с которыми работают представленные в дискуссии музеи, успешные примеры подростковых программ всегда основаны на равноправном диалоге и взаимном интересе. Как отметил Владислав Колесников, пользуясь терминологией русского жестового языка, правильнее относиться к подросткам как к «молодым взрослым».
Характерный для традиционных музеев наставнический подход оправдан, но более эффективным в работе с юной аудиторией оказывается формат сотрудничества: «Два принципа кажутся мне важными — делегирование ответственности и взаимный интерес в самом широком смысле, — отметила Дарья Маликова. — Мы как музейные площадки часто жалуемся, что мы не интересны подросткам, но важно задать вопрос, интересны ли нам подростки: что мы знаем о них и о чем готовы говорить? Неподдельный интерес и готовность к обоюдному влиянию очень важны, с точки зрения ценностной ориентации».
Музеям следует избавляться от имиджа архаичного пространства, но культурным институциям не угнаться за быстро меняющимся миром тинейджеров, подчеркнула Ирина Кельнер. Эксперт предложила видеть в детях в амбассадоров музея и взращивать аудиторию с пяти до 15-16 лет, оставаясь в диалоге с ними все эти годы.: «Если хотите, чтобы к вам приходили подростки, правильнее всего советоваться с ними». Участники дискуссии подчеркнули, что подросткам нужен индивидуальный подход. Эффективные инструменты работы с этой аудиторией — отмена входной платы для посетителей младше 18 лет, большое число молодых сотрудников, программы, помогающие юным посетителям лучше понять себя, осознать свои предпочтения и раскрыть способности, почувствовать уважительное отношение со стороны музея и стать его частью.
Завершающим мероприятием выездной сессии стал паблик-ток «Кто он, цифровой художник?» Открытого лектория «Культура 2.0 Zoom». «Культура 2.0 Zoom» помогает разобраться в особенностях современных профессий сферы культуры. На этот раз о своем творческом пути рассказал диджитал-художник Кирилл Рейв (Москва). Одной из ключевых задач любого художника, особенно работающего с современными технологиями, он видит осознание и сохранение собственной идентичности: «Есть множество идей, техник, но именно осознание себя создает уникальную среду». Это создает основу творческого процесса, позволяет получить удовольствие от работы и правильно выбирать нужный инструмент в море доступных сегодня приложений. Говоря о том, как стать диджитал-художником, как создавать цифровое искусство, как начать делать первые работы, Кирилл Рейв подчеркнул, что мобильность и гибкость — прямой путь к успеху, а саморазвитие должно быть неотъемлемой частью повседневной жизни.
Трансляции всех мероприятий Открытого лектория «Культура 2.0» на фестивале «Белый июнь» доступны онлайн в сопровождении перевода на русский жестовый язык (РЖЯ) на нашем сайте, а также в наших социальных медиа:
Фото с мероприятий доступны по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/sFI1tKcArfT9jw