С искусственным интеллектом (ИИ) нас знакомит один из ведущих его разработчиков в России — Вячеслав Береснев, исполнительный директор Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта (АЛРИИ), аналитический партнер АНО «Цифровая экономика» по ИИ, исполнительный директор «Центра передовых AI & IT решений Z-Union» и известный популяризатор этой новой научной сферы. Источник интервью: «Деловая карта России: люди, ресурсы, возможности».
— Чем ИИ отличается от обычных компьютерных программ?
— ИИ — набор математических алгоритмов. Как аналог человеческого интеллекта ИИ — литературная метафора. Хотя нейросети, основа ИИ, основаны на принципах работы мозга человека, в обозримом будущем конкурент человеку вряд ли появится. Сегодня главное отличие ИИ — возможность в короткие сроки обрабатывать огромные объемы данных, строить прогноз и помогать принимать решения. Способность к принятию самостоятельных решений — пока перспективы для развития ИИ. Несложные модели ИИ работают уже давно. Ищете кирпич в интернете — ИИ выдаст список и других стройматериалов вместе с рекомендациями, как построить дом. Это иногда утомляет, но ИИ не виноват — его так научили.
— Если все так безобидно, откуда страхи вплоть до призыва Илона Маска приостановить все работы?
— Это и публичный гуманистический порыв, и желание закрепить свое конкурентное преимущество. Громкие заявления всегда имеют под собой экономические интересы, политическую выгоду и ряд других аспектов.
Есть и психологический фактор — люди опасаются нового и непонятного. Технологии ИИ разрабатывались с 1960-х. Но сейчас появились качественно новые решения. Они создают то, что не было заложено в их память: картины, стихи, тексты. В первую очередь, речь идет о нейросети Midjourney (генерация изображений) и сложной языковой модели GPT (Chat GPT), которая способна обрабатывать большие объемы информации, понимать смысловые связи и на этой основе генерировать собственные тексты и давать ответы на вопросы. Обычная программа выдает ссылки на сайты — ИИ отвечает, как грамотный специалист.
Проблема и в том, что люди могут использовать ИИ в неблаговидных и даже преступных целях. Один из вариантов технологий на основе ИИ, дипфейк, раньше применялся в кинематографе. Сейчас дипфейки, образно говоря, сошли с экранов в жизнь. К счастью, пока в основном в англоязычном сегменте интернета. По статистике западных экспертов, около 95 % дипфейков — порнографические сюжеты, которые создают в шутку, для шантажа и компрометации. Дипфейки с политиками, телеведущими могут вбрасывать нелепые, пугающие новости. Китай законодательно запретил создание дипфейков частными лицами, это запрещено и в некоторых штатах США.
ИИ развивается не просто быстро, а скачкообразно. Нужна новая законодательная база — нужно создавать совместно с профильными специалистами правила
— Где ИИ работает на благо общества?
— Практически везде. Большой бизнес первым оценил выгоды. В банках ИИ за секунды оценивает кредитоспособность заемщика. Есть примеры и в реальном секторе. На крупном ЦБК непрерывно работает бумагоделательная машина. Она сама, как целый завод. Любая поломка — огромные убытки. Ее состояние контролирует цифровой двойник, сообщая о возможных проблемах. На горнорудных предприятиях ИИ может точно подсчитать, сколько и каких металлов получится из доставляемой руды, на металлургических — подсказать, когда по состоянию расплава нужно залить в печь присадки.
Медицина — одна из самых консервативных отраслей, но во многих клиниках ИИ проводит анализ снимков МРТ, УЗИ, флюорографии. Он выделяет область с отклонениями и сообщает врачу, что это может быть. В отличие от человека, правильно обученный ИИ дает точность в 95–98%. Вместо 10–15 минут, которые нужны врачу, он тратит от нескольких секунд до нескольких минут. Опытных специалистов по расшифровке снимков не так много, в отдаленных больницах их может вовсе не быть, но ИИ решает эту проблему.
Цифровые технологии с элементами ИИ кардинально улучшили ситуацию с безопасностью. В Москве благодаря умным камерам число краж и угонов автомобилей на улицах и в общественных местах снизилось с нескольких тысяч до сотен в месяц.
— СССР пропустил «компьютерную революцию», что обернулось отставанием... Насколько умен российский ИИ по сравнению с другими?
— Советский Союз хорошо развивался в компьютерных технологиях, кибернетике, математике. Но в какой-то момент сочли эти направления неперспективными и потеряли много наработок. Потом их восстанавливали. Сейчас мы в ТОП-5, а по каким-то направлениям — в ТОП-3: Россия входит в число передовых стран-разработчиков интернет-технологий вообще и ИИ в частности. В мире всего три суверенных интернета: американо-европейский, китайский и российский.
У нас есть почти все, что есть за рубежом, и много своего, уникального. За рубежом пиарят новинки, хотя о массовом их внедрении речь не идет. Мы, наоборот, делаем много, говорим об этом мало.
И у нас больше, чем в любой другой стране, услуг можно получить в электронном виде. Приложение «Госуслуги» лучшее в мире, аналогов ему нет. Никто даже близко к такому не подошел. В России очень сильная школа программистов, порядка 800 компаний в сфере ИИ, наши разработки охотно покупают на мировом рынке, например, прогнозные модели, видеоаналитику, алгоритмы распознавания текста.
Есть прорывные разработки. Все, наверное, читали, как в зоне СВО оснащенный ИИ ЗКР С-350 в автоматическом режиме обнаружил, идентифицировал как враждебные и уничтожил несколько самолетов и БПЛА противника.
Нам не хватает осведомленности, что такое ИИ, как им пользоваться, какие возможности он открывает. Нужно просвещать всех — от директоров до школьников. Нужны лектории, открытые мастер-классы, публикации в популярных СМИ. Последние охотно освещают негативные новости, а об удачных разработках информации не встретишь.
— Когда ИИ заменит человека на тяжелых и опасных работах: стихи ИИ пишет, а беспилотный транспорт — на стадии экспериментов.
— В этом смысле ожидания не совпали с реальностью. Казалось, что труднее всего — создать «электронный ум», а остальное — дело техники, что человека, перевозящего груз на тележке, заменить легко, а вот писать тексты, рисовать картины ИИ не сможет. Оказалось, наоборот: роботам, кроме «головы», нужны «руки», а это иной уровень технологий. Но процесс идет. Станки с ЧПУ становятся самостоятельнее, на конвейерах трудятся роботы, есть полностью автоматизированные склады и заводы. Мы вообще страна технооптимистов. Спасибо за это Советскому Союзу с его идеологией светлого будущего и технического прогресса на благо людей.
— Как ИИ повлияет на рынок труда? Кто окажется за бортом?
— В реальном секторе работы хватит на всех, даже людям с низкой квалификацией дело найдется. Спрос на квалифицированные кадры и их зарплаты будут в разы больше. Сильнее пострадает креативная индустрия. Сейчас масса людей за приличные деньги создают шаблонный ландшафтный дизайн, дизайн кухни, портрет, логотип компании. На таком же посредственном уровне ИИ может сделать это практически бесплатно. Но услуги настоящих мастеров будут востребованы всегда.
— Болезненный вопрос — как остановить утечку специалистов, в том числе айтишников и разработчиков ИИ? Мы вкладывали в их рождение и обучение миллионы, а Запад получает таланты бесплатно.
— Если бы существовал простой ответ, его давно бы нашли. В глобальном смысле нужно менять информационной образ России как вечно уступающей Западу страны и перестать повторять миф о «золотом миллиарде». Разве дальнобойщик из Техаса, фермер из Айовы или Италии и Румынии — «золотой миллиард»? Россия — в числе самых технологичных стран. У нас инфраструктура и многое другое лучше, чем в Европе, США и Китае. Но мы сами считаем себя второсортными.
Хотя разрыв сокращается, доходы хороших специалистов в Штатах выше, чем в России. Но не все измеряется деньгами. Я, как и многие коллеги, не собираюсь уезжать. Мне нравится моя страна, люди, возможности, которые здесь есть. Но нужно научиться «привязывать» хорошего специалиста к работе и дому. Льготная ипотека должна быть льготной — без массы замаскированных платежей, как сейчас. Зарплата — «белой». Карьерные лифты должны работать. Многих привлекла бы работа в госорганизациях, и айтишники со специалистами по ИИ в госсекторе востребованы, хотя частный сектор остается более привлекательным по уровню зарплат.
Но, повторю, я оптимист и не сомневаюсь, что Россия есть и будет лучшей страной для жизни.