Фабио Мастранджело: «Творческая изоляция — часть нашей жизни»

24.05.2020
Периоды изоляции для некоторых, особенно для людей искусства, часто становятся временем творческого поиска, напряженной работы и как следствие — появлением новых произведений.


Как музыканты переживают период вынужденной самоизоляции, какие шедевры были созданы композиторами в уединении и как музыка влияет на душевное равновесие — мы поговорили с постоянным участником Санкт-Петербургского международного культурного форума, дирижером, художественным руководителем Театра «Мюзик-Холл» маэстро Фабио Мастранджело.


— Насколько уединение, изоляция важны для человека, сочиняющего музыку? А для исполнителя? 

— Для музыкантов время, которое мы проводим наедине с самими собой — это привычное состояние, особенно для инструменталистов, которые во времена обучения занимались по несколько часов в день и проводили это время наедине с инструментом. Скрипачи, виолончелисты и особенно пианисты, которые из-за природы их инструмента могут дольше всех проводить за ним время. Поэтому самоизоляция — время, когда мы практически не имеем возможности живого общения с родными и друзьями, — не является большой трудностью для музыканта, поскольку творческая изоляция — это часть их жизни с малых лет. 

— Есть примеры композиторов, которые творили шедевры в полной и долгосрочной изоляции?

— Как известно, Густав Малер регулярно проводил время в изоляции, поскольку вместе с композиторской деятельностью он также был знаменитым дирижером. Летом он «изолировался» на своей даче на озере и там сочинял свои симфонии. Он понимал, что такие глобальные полотна могут выйти из-под его пера только при максимальной концентрации и при наличии необходимых для этой концентрации условий.


— Получается, самоизоляция стимулирует творчество? Или все же нет? 

— До какой-то степени да, именно потому, что дает тебе время. А в ситуации сегодняшнего дня мы понимаем, что чем дальше развивается мир, чем больше увеличиваются скорости, тем меньше времени остается у творческого человека наедине с самим собой. Конечно, периоды изоляции должны быть разумными, потому что творческий человек не может в этой изоляции полностью реализоваться, в частности певцы, музыканты, дирижер — все эти люди не могут обходиться без контакта со зрителем. 

— Что вы думаете о творческом процессе музыканта во время уединения и отсутствия «творческого обмена» и выступлений перед любимой публикой? 

— Это самая острая проблема, особенно для исполнителей. Общение с публикой — это бОльшая часть нашей жизни. Наше творчество направлено в том числе и на то, чтобы исполнять и распространять то, что мы любим, и расширить восприятие музыки публикой. Поэтому для нас один из самых острых моментов нынешней ситуации — это отсутствие возможности энергетического обмена с публикой, который в докарантинной жизни происходил несколько раз в неделю. В истории исполнительских искусств есть примеры артистов, которые на долгие годы уходили от публичных исполнений поразличным причинам — отсутствия вдохновения, усталости, здоровья. И здесь можно упомянуть Владимира Горовица, который в момент ухода от концертной жизни сконцентрировался на записях. Но со временем он вернулся к публичным исполнениям, ощущая нехватку того самого энергетического контакта. Отсюда можно сделать вывод, что отказаться от этого практически невозможно.

— Как музыка может помочь в трудных ситуациях сохранить душевное равновесие и даже открыть внутренние резервы творчества?

— Музыка способна успокоить человека или, как часто говорят в Италии, затронуть такие глубокие струны души, которые резонируют только благодаря музыке. И ни одна другая форма искусства не может так их затронуть. Этот эффект широко известен всем. И сейчас музыка может сыграть очень большую роль, создавая людям настроение, успокаивая или приободряя. Не исключаю, что в тот момент, когда скорость жизни и мира затормозилась, композиторам это дало возможность глубже взглянуть на многие вопросы и испытать новые эмоции, которые помогут открыть внутренние резервы их творчества.

— Смотрите литературно-музыкальную фантазию по мотивам пьесы Генрика Ибсена на музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт» в исполнении симфоническогооркестра Театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под управлением Фабио Мастранджело при участии артистов Сати Спиваковой, Владимира Кошевого, хора и солистов театра «Мюзик-Холл».