Эксперты Форума обсудили проблемы и достижения в сфере социокультурной инклюзии

16.11.2018
16 ноября в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось ток-шоу о социокультурной инклюзии.


В Главном Штабе Эрмитажа эксперты обсудили доступность культуры, поговорили об успешных проектах в этой области и о трудоустройстве людей с инвалидностью. В разговоре участвовали представители правительства, театров и музеев, работающих в этом направлении.

Ток-шоу «Социокультурная инклюзия: Как дать людям с ограниченными возможностями здоровья безграничные возможности в культуре» началось с показа работы театральной школы «Инклюзион.Школа.Санкт-Петербург». После эксперты обсудили создание доступной среды, профильное трудоустройство и адаптацию произведений культуры для людей с разной категорией инвалидности. В частности, государство не первый год работает с проблемой доступности культурных учреждений — на законодательном уровне.

«В 2015 году Министерство культуры Российской Федерации подняло соответствующий вопрос: в результате был издан приказ о проведении мониторинга доступности, чтобы понять, насколько учреждения культуры выполняют все нормы законодательства о социальной защите людей с инвалидностью. За три года показатель в части обучения сотрудников учреждений культуры вырос в 6,5 раз. Если говорить о доступных для людей с инвалидностью мероприятиях, то их количество выросло в три раза, а показатель доступности региональных объектов культуры с 2011 года поднялся на 52 %. Динамика действительно наблюдается, процесс сдвинулся с мертвой точки. К тому же, все учреждения понимают, что должны не только делать открытыми объекты и услуги, но и вовлекать лиц с инвалидностью в культурные процессы», — говорит советник Министра культуры Российской Федерации Елена Благирева. 

В формате ток-шоу эксперты поговорили об опыте, достижениях и трудностях российских регионов на пути к созданию доступной среды и контента для людей с различными особенностями развития. Так, региональные и федеральные музеи активно занимаются развитием инклюзивных программ, доступных каждому.

«Ельцин Центр — это не только музей, но и культурный центр: у нас проводится от 80 до 100 мероприятий в месяц. Находясь в региональном центре, мы успеваем делать и инклюзивные программы. В частности, мы научили наших сотрудников общаться с собаками-поводырями, и для каждой стоит миска на рецепшн. Экскурсии Ельцин Центр также адаптированы: мы опираемся на сенсорные особенности каждой группы. В таких программах нужна системность и регулярность, доступность, двунаправленность», — отметила куратор инклюзивных программ Ельцин Центра Елена Возмищева.

Также на ток-шоу был поднят вопрос работы тифлокомментаторов в России и за рубежом. Этот человек подробно описывает для незрячих людей и людей с нарушениями зрения предметы, действия и явления — все, что происходит на киноэкране или сцене театра.

«Основная проблема в России заключается в том, что тифлокомментатор как профессия не существует, однако она необходима и востребована, есть во всех странах и считается элитной. Также в нашей стране наблюдается невероятная проблема качества выполнения такой работы, в частности в киноиндустрии. Дело в том, что Фонд кино и Министерство культуры России, помогая продюсерам материально, не выдают прокатное удостоверение, пока к фильму не будут сделаны тифлокомментарии. Уровень некоторых тифлокомментариев ужасающий: незрячие люди жалуются, что лучше никаких, чем такие.

Я хочу донести, что это серьезная профессия: изготовление тифлокомментариев занимает минимум 2 недели по 8 часов в день, а профессиональных тифлокомментаторов в стране очень немного. Эта работу должен делать специалист, имеющий хотя бы сертификат об образовании, поскольку незрячий зритель достоин получить грамотное толковое сопровождение», — поделилась Ирина Безрукова — тифлокомментатор, соучредитель Фонда поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова. 

Кроме того, участники ток-шоу затронули проблему инклюзивного туризма. Специалисты поставили спорный вопрос о том, должны ли подобные маршруты предназначаться только людям с инвалидностью, или их изначально нужно создавать так, чтобы все могли посещать туристические объекты вне зависимости от физических возможностей.

«На мой взгляд, культурный туризм — универсальный способ познания культуры. Такие маршруты должны быть интересными и доступными людям любого возраста, образовательного уровня и физических возможностей. Для этого существует инклюзивный, безбарьерный туризм. Его зарождение в России началось в 2008-2009 годах, когда в наиболее крупных музеях стали появляться доступные пространства для людей с ограниченными возможностями: мнемокарты, ходунки, пандусы и так далее. Но на мой взгляд, инициатива развития должна поступать не "сверху", от государства или музеев, а "снизу" — от производителей туристических услуг», — поделился руководитель ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» Мигель Паласио.

На ток-шоу были озвучены и недавние результаты в сфере социокультурной инклюзии. Так, «ФИЛИП МОРРИС ИНТЕРНЭШНЛ» в России — ведущая международная табачная компания — с 2017 года входит в состав попечительского совета Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и участвует в реализации федеральной программы «Поддержка и социальная интеграция людей с одновременным нарушением слуха и зрения в России». Эксперты поделились успешными итогами такого сотрудничества.

«В рамках реализации долгосрочного подхода, направленного на помощь тем, кто в этом больше всего нуждается, наша компания сотрудничает с Фондом «Со-единение». Работа фонда стала для меня примером высокопрофессиональной системной социальной деятельности. Нам очень приятно, что финансовое участие компании позволило фонду осуществить важные проекты, о которых сегодня шла речь. Мы гордимся нашим сотрудничеством и выражаем свою готовность и дальше поддерживать деятельность «Со-единения». 

Сегодня мы подписали меморандум о создании ресурсного центра для людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Он будет открыт в следующем году в Ломоносовском районе Ленинградской области и станет реабилитационный центром для слепоглухих людей, проживающих на северо-Западе России», — рассказала директор по устойчивому развитию и корпоративным программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирина Жукова.

Также на ток-шоу высказались режиссер Театра Кристаль Компани Уазо Муш Оливье Куде (Франция), руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, художественный руководитель — директор Театра «На Литейном» Сергей Морозов, актриса, куратор школы «Инклюзион» в Новосибирске Ольга Стволова. Организатором и модератором мероприятия стал президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

Ток-шоу провели Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке «ФИЛИП МОРРИС ИНТЕРНЭШНЛ»


О Фонде поддержки слепоглухих «Со-единение»

Миссия фонда — стать проводником между миром слепоглухих и зрячеслышащих, разработать и объединить успешные решения и практики, дающие слепоглухим людям возможность самореализации, развития и интеграции в общество.

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» с 2014 года реализует программы и проекты, направленные на социальную и культурную интеграцию людей с нарушениями слуха и зрения. Спектакль Фонда и Театра Наций «Прикасаемые» стал одним из первых ключевых проектов в сфере инклюзивного театра и положил начало инклюзивной театральной школе Фонда, которая возникла при поддержке Театра Наций, ГИТИСа и Школы-студии МХАТ. 

 

О Центре «Инклюзион» 

Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» открылся 20 февраля 2017 года. Учредитель Центра — Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Основными целями Центра являются социализация и развитие творческого потенциала слепоглухих людей и людей с другими видами инвалидности, а также изменение общественного мнения в отношении людей с особенностями.


В настоящее время деятельность Центра творческих проектов представлена театральным и образовательным направлениями. Центром создано 7 спектаклей и открыты инклюзивные театральные школы в 5 городах России. В 2018 году «Инклюзион» получил грант «Фонда президентских грантов» на развитие инклюзивного театра в России.