«Будущее уже здесь, нам нужно быть частью этого процесса»

04.10.2020
Специальный дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума Открытый лекторий «Культура 2.0» впервые провел свои сессии в Чувашии. В Национальной библиотеке студенты творческих факультетов и профессионалы культурных сфер поговорили о новейших технологиях и их влиянии на культуру.
 

Открытый лекторий «Культура 2.0» ежегодно представляет серию дискуссий во время Санкт-Петербургского международного культурного форума, а также проводит выездные сессии в регионах России. Спикерами Открытого лектория в Чебоксарах стали кураторы музеев, музыканты и художники из Москвы и Санкт-Петербурга. За два дня участники обсудили современное искусство и культуру: послушали музыку, созданную искусственным интеллектом, поспорили о детях в музеях, изучили историю комикса.

Как привить ребенку любовь к искусству с малых лет? Этот вопрос стал заглавным на дискуссии «Дети в музеях». Специалист центра эстетического воспитания Пушкинского музея Наталия Кузнецова, куратор просветительского отдела Музея русского импрессионизма Елена Шарова и куратор детских программ музея-заповедника «Петергоф» Валерия Менг вместе искали решения, которые могут сделать экспозицию музея понятной и интересной для ребенка.

«Современный музей — это место для диалога с детьми, со взрослыми, с людьми с инвалидностью. Нужно стремиться смотреть на свои выставки и программы с точки зрения универсальности. Основная задача для нас в том, чтобы снять барьеры, убрать страхи и у детей, и у взрослых, что в музее нельзя вступить в коммуникацию, высказать свое мнение», – говорит Елена Шарова.

Валерия Менг предложила найти полезное применение любимым игрушкам современных детей:

«Нужно, по возможности, использовать интерес детей к техническим устройствам. Смотреть на телефон как средство не только для развлечения, но и для создания чего-то нового. Что может сделать телефон? Можно снять на видео себя и сделать видеоэкскурсию, можно сделать видеообзор музея. Важна деятельность — дети должны принять информацию и сразу сделать что-то свое, чтобы запомнить и вечером обсудить с родителями, передать другим».

В целом эксперты из трех музеев сошлись во мнении, что разнообразные активности и особенный подход к детям поможет удерживать их внимание и одновременно прививать интерес к культуре.

«В музее ребенок, во-первых, учится. Во-вторых, общается. В-третьих, показывает всем себя. В-четвертых, ищет себя. В определенный момент у детей появляются любимые залы, любимые экспонаты, любимые формы деятельности в музее. И если какое-то музейное занятие удовлетворяет все эти потребности, то оказывается, что ребенок доволен происходящим», — подвела итог Наталия Кузнецова.

Открытый лекторий постоянно расширяет свою аудиторию, предлагая новые темы и форматы общения. В этом году появился новый блок — «Культура 2.0 Zoom» — серия паблик-токов о творческих профессиях. «Культура 2.0 Zoom» предназначена для очень молодой аудитории, для подростков, которые только определяются с выбором будущего профессионального пути. В этом им помогают эксперты из разных сфер культуры и искусства. Основатель собственного лейбла Илья Пучеглазов (Symphocat) начал паблик-ток «Кто такой современный музыкант?» с рассказа о своей работе и творческих экспериментах. Он показал фрагменты перформансов, в которых выступал композитором: музыкальный проект на заброшенном заводе в Петербурге, оркестровый концерт в Мурманском музыкальном колледже, танцевально-музыкальный перформанс в купольном кинотеатре. А затем дал начинающим музыкантам советы о том, как создавать электронную музыку, какие программы и сервисы использовать.

«Необходимо ли современному автору иметь музыкальное образование? — рассуждает Илья Symphocat. — У меня есть начальное музыкальное образование, но в первую очередь важен слух и ваше отношение к звуку, музыке. Ваш инструмент — это ваши уши. Вкус или чувство прекрасного выше разных форм образования, потому что образование — это некие правила. Если мы эти правила не нарушаем, как мы можем прийти к чему-то свежему, новому и непознанному? Я до сих пор продолжаю думать, нужно ли по-настоящему образование или стоит оставаться в тени неведения и быть свободным от неких рамок? Это риторический вопрос, на который каждый музыкант, композитор, творческий человек отвечает сам себе в течение жизни».

На следующей дискуссии «Музыка и технологии» к Илье Пучеглазову присоединились композитор, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Антон Танонов и директор сообщества независимых артистов Виталина Стрекалова. Спикеры обсуждали, как современные технологии повлияли на музыкальную индустрию и изменили процесс творчества композитора.

«Сегодня композитор — это одна из самых инновационных профессий. Современные студенты в петербургской консерватории целых 4 года изучают компьютерные музыкальные технологии: от midi-программирования до работы в интерактивных средах. Такие предметы, как основа акустики, звукорежиссура, саунд-дизайн, история киномузыки позволяют нашим выпускникам в самостоятельном плавании представлять профессию композитора очень многогранно», — рассказал Антон Танонов.

Виталина Стрекалова, искусствовед и куратор, воспринимает технологии как новый музыкальный инструмент: «Если сейчас остановить случайного человека на улице и спросить, как делается музыка, то он, наверное, начнет перечислять акустические инструменты — гитара, барабаны. Когда люди станут понимать, что компьютер выполняет большую роль — это будет интересно. Если будущий композитор изучит не только теорию музыки, но и программирование, то у него будет больше шансов на успех».

Второй день дискуссий в Национальной библиотеке Чувашии был посвящен комиксам как новейшему виду искусства. Гости паблик-тока «Кто такой комиксист?» смогли познакомиться с иллюстратором Алексеем Капнинским. В рамках направления «Культура 2.0 Zoom» он рассказал молодым людям о своем профессиональном пути от рисунков для детских журналов до издания своих книг комиксов и преподавания графики в Высшей школе экономики.  Алексей говорил о разных жанрах комикса и буквально пошагово объяснил сложный процесс создания графической истории: от режиссуры и поиска персонажей до создания эскизов.

«Комикс, прежде всего, это умение рисовать. Рисование помогает вам выработать общий язык, с которым вы можете в дальнейшем разговаривать со зрителями. Художник разговаривает знаковыми изображениями. Надо выучить азбуку, а потом уже выбрать свой стиль. В комиксах их много: реализм, символизм, примитивизм, все, что хотите».

Спикерами следующей дискуссии «Комиксы — это искусство?» стали основатель комикс-центра Андрей Дроздов и куратор «Центра рисованных историй и изображений» Александр Кунин. Они объяснили гостям, почему комиксы называют «девятым искусством», как графические романы стали, настолько популярны и почему авторам комиксов присуждают литературные премии.

«Первые комиксы в нашей стране появились в 1850-х годах. Да, очень давно. Просто первый комиксист не понимал, что он рисует комиксы. В то время, на фоне послабления цензуры в России стали расцветать различные жанры. Комиксы развивались, но их называли развернутой карикатурой, иллюстрацией, только в 80-е годы двадцатого века наконец признали, что в России есть комиксы. Поэтому комикс в Россию не пришел только сейчас, он всегда был в нашей стране», — Александр Кунин.