5
ноябрь
время
11:54

Чарующее движение: Паизиелло и Чимароза при...

Чарующее движение: Паизиелло и Чимароза при дворе Екатерины II


Открытие проекта состоится в Государственном Эрмитаже в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. С 15 по 25 ноября 2018 года посетители узнают об истоках и малоизвестных сторонах культурных связей между Россией и Италией, о  приглашениях к российскому двору, направляемых Императрицей Екатериной II неаполитанским маэстро, стяжавшим славу в Королевстве обеих Сицилий. 


Автор проекта: Марк Иннаро. В работе принимают участие художественная Aссоциация MetaMorfosi, неаполитанская консерватория Сан-Пьетро а Майелла, Посольство Италии в Москве, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге и Государственный Эрмитаж при поддержке General Invest и Banca Intesa. Посетители узнают о блестящих неаполитанских композиторах, среди которых были Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза, — два лейб-музыканта императорского двора, создавшие «неаполитанский миф», очарованию которого в свое время покорилась вся Европа. 


Императрица даровала своим «капельмейстерам» два старинных инструмента (так называемые pianoforte a tavolo, которые в России принято называть молоточковыми фортепьяно)Сегодня они возвращаются на родину для участия в выставке «Чарующее движение: Паизиелло и Чимароза при дворе Екатерины II» (авторы выставки Чезаре Корси, Луиджи Фикаччи и Татьяна Бушмина, каталог издательства Sandro Teti). 15 ноября 2018 г. в 18:00 выставку в Фойе Эрмитажного театра откроет Министр культуры Италии Альберто Бонисоли


Помимо двух старинных инструментов, на выставке, которая продлится с 15 по 25 ноября 2018 г., посетителям будут представлены образцы живописи и скульптуры, среди которых бюст Доменико Чимарозы 1808 года с клеймом и подписью Антонио Кановывыполненный по заказу кардинала Эрколе Консалви, занимавшего пост Государственного секретаря Святого Престола при Папе Пие VII и служившего в римском Пантеоне, а также редчайшие рукописные оригиналы двух итальянских композиторов. 


Следует напомнить, что неаполитанская консерватория Сан-Пьетро а Майелла является прямым наследником четырех исторических музыкальных школ, которые именно в Неаполе получили название «консерваторий», позже распространившееся по всему миру. Это слово происходило от латинского conservare (беречь, заботиться) и означало то место, где получали образование сироты и беспризорные дети.


А книгохранилище неаполитанской консерватории «к концу XVIII века стало плодом эпохи Просвещения, на гребне которой в кратчайшие сроки превратилось в важнейшую музыкальную библиотеку Европы.., одну из наиболее признанных и лучше других сохраняемых». 


Объем этой сокровищницы стремительно расширился в конце XIX века под руководством Джузеппе Сигизмондо, а позже Франческо Флоримо, в течение 60 лет возглавлявшего ее работу. Именно в эти годы консерваторская библиотека обрела всеевропейскую славу. Франческо Флоримо положил начало сбору художественных реликвий Консерватории (вначале это были живописные портреты композиторов, «иллюстрировавшие» нотные издания и манускрипты, а позже начала формироваться и коллекция музыкальных инструментов). Сегодня в коллекции неаполитанской консерватории Сан-Пьетро а Майелла хранятся более 250 образцов уникальных инструментов. Среди них арфа работы Страдивари, двухмануальное пианино-клавесин (визави) мастера Штейна и множество других шедевров музыкальных мастеров, включая старинные молоточковые фортепьяно Адама Бейера (Лондон, 1780) и Михаила Кирсника (Санкт-Петербург, 1781 г). 


Что касается именно этих двух последних инструментов из коллекции неаполитанской консерватории, они были известны всегда, причем называли их не только по именам создавших их мастеров, но и по именам двух великих композиторов, Чимарозы и Паизиелло, которым эти инструменты достались в дар от российской императрицы Екатерины II. История их происхождения, вместе с подробным описанием их удивительных свойств, дошла до нас в пересказе хранителя консерваторского архива Этторе Сантагата. К примеру, Пресвитер кафедрального капитула Джованни Скерилло приводит такое описание знаменитого инструмента, пожалованного Екатериной своему капельмейстеру Доменико Чимарозе: 


«Это малое фортепьяно великий Чимароза ценил столь высоко, что когда в Неаполе в доме его случился пожар, он напоказ бросился спасать инструмент из огня, подвергая собственную свою жизнь опасности. О, если бы эта драгоценная реликвия, в столь многих источниках помянутая, способна была возжечь божественную искру Музыки в сердцах юных воспитанников!»


Библиотека Консерватории хранит почти все рукописи произведений Паизиелло и Чимарозы, сочиненные при дворе Екатерины II. Часть из них представлены в петербургской экспозиции. 


Выставка делится на две части. В первой представлены нотные рукописи «театральных» произведений, сочиненных двумя композиторами в Санкт-Петербурге, как раз для Эрмитажного театра, в фойе которого и пройдет выставка. Вторая же часть посвящена в большей степени деятельности двух придворных капельмейстеров в качестве учителей музыки царской семьи, оставившей заметный след в культуре, что в особенности характерно для Паизиелло.


Что касается «театральной» продукции, у Паизиелло здесь представлены рукописи «Алкида на распутье» (L’Alcide al bivio), и «Севильского цирюльника» (Il Barbiere di Siviglia). Это образцы двух различных жанров, по которым композитора оценивали при дворе. В первом случае (Алкид) речь идет о «театрализованном празднестве», опере на либретто Пьетро Метастазио.  Возможно, «Севильский цирюльник» — самая известная из всех опер, сочиненных композитором в Санкт-Петербурге. «Севильский цирюльник» представляет собой удачный синтез двух традиций: итальянской оперы и вновь возникшего в Европе литературного течения, связанного с городским бытом, которое в дальнейшем привело к новому успешному развитию оперного жанра. Из произведений Чимарозы представлены «Дева солнца» (La Vergine del Sole) и две кантаты, «Нежданное счастье» (La Felicità Inaspettata) и «Основание Афин» (Atene Edificata). «Нежданное счастье» — это пасторальная кантата, перемежаемая хореографическими сценами, демонстрирующими, сколь существенную роль при Екатерине играл балет. «Основание Афин» — драматическая кантата, сюжет которой основан на сложной аллегории. 


Последними представлены манускрипты, посвященные искусству композиции и дидактические материалы, написанные Паизиелло для наиболее сановной его ученицы, великой княгини Марии Федоровны, жены будущего императора Павла I. Для Марии Федоровны Паизиелло написал Фортепианный концерт фа мажор, автограф которого также показан на выставке, и сочинение, названное «Правила хорошей игры партимента» (Regole per bene accompagnare il partimento). С великой княгиней композитор занимался на инструменте, типичном в то время для неаполитанских консерваторий и предназначенном для изучения партимента (аккомпанемента). А прежде и сам Паизиелло на таком же инструменте изучал основы музыки со своим учителем Франческо Дуранте. Партименты, сочиненные Дж. Паизиелло, вышли в Санкт-Петербурге отдельным изданием в 1782 году. 


Помимо рукописей и изданий, представленных на выставке, Паизиелло сочинил для Марии Федоровны сборник рондо и каприччио, от которых ни одной авторской рукописи не сохранилось. Однако не исключено, что именно из этого сборника были взяты отрывки, которые позже Мария Федоровна предложила Моцарту и Клементи для знаменитого состязания, к которому их призвал император Иосиф II Габсбургский и которое прошло в присутствии великой княгини и ее супруга Павла, о чем сам Моцарт в письме сообщает своему отцу. 


«К тому времени, когда Екатеина II добивается присутствия при ее дворе восходящей звезды Паизиелло, Неаполь уже порядка двадцати лет как является желанной целью для путешественников, съезжающихся со всех стран Европы. На тот момент именно он, среди прочих городов Италии, становится наиболее открытым тем идеям, которые гости привозят с собой или отстаивают», — утверждает Луиджи Фикаччи в недавно опубликованной работе, цитируемой в каталоге выставки (издательство Sandro Teti).


Чтобы полнее представить себе, сколь существенно было в то время влияние Неаполя, мы также представляем отдельные произведения из музея «Эрмитаж». Среди прочих картин, посетители увидят работу «Вид в окрестностях Сорренто» Клода Жозефа Верне, «Вид Неаполя из замка Сант-Эльмо» Жюля Рюнара Де Бримон и «Урок музыки» Гаспаре Траверси.


15 ноября 2018 г. в 18:30 в Эрмитажном театре посетители получат редчайшую возможность услышать звучание старинного фортепиано (pianoforte a tavolo), которое Екатерина II подарила композитору Джованни Паизиелло. Этот бесценный инструмент вновь прозвучит в концерте «Магия старинных фортепьяно», организованном петербургским театром «Мюзик-Холл» и его оркестром «Северная Симфония» под управлением Фабио Мастранджело. Прозвучат фрагменты сегодня почти забытой оперы «Дева солнца», причем произойдет это впервые в новейшей истории России. Инициатором музыкального вечера является Марк Иннаро. Программу составили дирижер Фабио Мастранджело и музыковед Еудженио Оттьери. Концерт организован силами неаполитанской консерватории Сан-Пьетро а Майелла, ассоциации MetaMorfosi и Посольства Итальянской Республики в Российской Федерации. 

Рассылка до двух раз в неделю