Artnet News: «Ничто вас к этому не готовит»

17.04.2020
Директора главных британских музеев рассказали, что значит закрыть художественное учреждение на карантин. Хартвиг Фишер, Мария Болшоу, Ивона Блазвик и другие приподняли занавес для Artnet News, рассказав о беспрецедентной для лондонских музеев неделе. 


Директора крупнейших художественных музеев Лондона, как и многие их коллеги в Европе и Северной Америке до этого, были вынуждены внезапно закрыть свои учреждения на прошлой неделе, когда усугубился глобальный кризис в области здравоохранения. Но в отличие от коллег в некоторых европейских странах и североамериканских штатах, которым велели закрыться их правительства, художественные учреждения Великобритании должны были сами решиться на такие жесткие меры. После нескольких лихорадочных дней, когда учреждения закрывались одно за другим, их руководители поделились с Artnet News мыслями о роли музеев в условиях чрезвычайной ситуации, о предстоящих задачах, а также своими надеждами и опасениями относительно того, каким будет мир, когда все закончится. Директор Британского музея Хартвиг Фишер выразил чувства многих, когда назвал кризис «самым серьезным вызовом, с которым мы столкнулись со времен войны».
 

Хартвиг Фишер, директор Британского музея

Закрыть музей — это, конечно, сложное и очень эмоциональное решение. Но мы действовали быстро. Абсолютно никакой альтернативы не было. За много лет мы разработали разного рода сценарии, но такой масштаб — это другое измерение. У нас есть кризисный план, который начал действовать, и нашими приоритетами являются персонал, посетители, безопасность, но пандемия, то, как этот процесс развивается сейчас, — это новый опыт.

Мы должны убедиться, что те, кто заболеет, получат необходимую помощь. Но я думаю, очень важно, чтобы наши музеи смогли предложить что-то перед лицом этого огромного бедствия. Думаю, что именно на этом мы сосредоточимся, предлагая возможности подумать о человечестве в глубоком историческом измерении и посмотреть на то, как люди противостояли вызовам, справлялись с ними и как им удавалось исцелиться. У меня есть предчувствие, что в моменты глубокого кризиса и отсутствия безопасности, учреждения культуры будут играть важную роль в перенастройке того, как мы думаем, чувствуем и живем в нашем глобальном человеческом сообществе.


Мария Болшоу, директор Тейт

Каждый директор рассказывает, как справляется его команда. Группа в WhatsApp теперь гораздо активнее, чем была неделю назад. Все директора выплачивают зарплату своим сотрудникам, заботятся о них. Они делятся идеями и защищают экосистему галерей в Великобритании. Мне такая реакция кажется вдохновляющей.

Настало время заботиться о людях и о творческом духе нации. Мы сосредоточили свои усилия на этом. Всю прошлую неделю цифровая команда и кураторы, которые с ней взаимодействуют, работали круглосуточно. Поскольку мы закрылись, то живые выступления BMW Live в прошлый четверг не состоялись [как было запланировано], но один из участников, Фостен Линьекула, выступил на камеру. По моим ощущениям, мы поделились чем-то удивительным. Мы обязательно покажем Энди Уорхола удаленно для людей, которые не могут прийти на выставку. За это время, пока мы не можем открыть свои двери посетителям, мы научимся делать что-то новое. Мы сможем вести диалог с нашей аудиторией в новой форме. Мы вырастем к тому моменту, когда откроемся.


Аксель Рюгер, исполнительный директор Королевской академии художеств

Во вторник утром мы приняли решение, что закроемся к концу дня. Для такой большой организации это похоже на экстренное торможение. Ничто вас к этому не готовит. Даже для бывалых это в новинку. Каждый из нас идет наощупь. Никто на самом деле не знает, когда нам могут разрешить открыться и в каком виде. Возможно, общественная жизнь будет возвращаться постепенно, не будет такого, чтобы двери внезапно распахнулись и все побежали на улицу. На данный момент мы мало что можем сказать. Мы очень много усилий прилагаем, чтобы оценить всю программу. Королевская академия полагается на [доход от продажи билетов] для проведения выставочной программы, вероятно в большей степени, чем наши коллеги, поэтому нам необходимо очень тщательно все обдумать. Мы много думаем о наших академиках. Летняя выставка, которая является основным средством продажи работ членов Королевской академии, еще никогда не отменялась.

Мы хотим оставаться на связи со своей аудиторией через цифровые каналы. Мы надеемся привлечь к этому наше сообщество художников. Это великая сила. Сейчас все зависит от онлайн-взаимодействия.


Тристрам Хант, директор Музея Виктории и Альберта

Подобная ситуация обнажает разного рода неожиданные и вселяющие страх вещи. Как и все, мы думали, что это была проблема Азии. По правде говоря, при таком уровне изоляции в Китае, мы думали, что проблему очень эффективно удастся сдержать. Но, когда оглядываешься назад, становится ясно, что международные передвижения следовало ограничить гораздо раньше.

Трудно быть оптимистичным относительно открытия в мае. Странным кажется предположение, что в апреле начнут играть в [профессиональный] футбол. Сможем ли мы вернуться к некоторому подобию нормальной жизни к осени? Вот о чем мы должны думать сейчас, но последствия будут долгосрочными. Двери откроются вновь, но понесенные затраты будет намного сложнее пережить. Мы понимаем, что обеспечение мест в палатах интенсивной терапии для Национальной службы здравоохранения — это сейчас первейшая необходимость, но мы будем терять миллионы и миллионы фунтов. Без государственной поддержки невероятно трудно будет делать то, что мы стремимся делать.

Думаю, когда это закончится, люди захотят, чтобы учреждения были активны. Люди будут отчаянно искать общения. Они будут отчаянно стремиться к ощущению аутентичности, подлинности, после того как проведут безвылазно у своих экранов, возможно, три месяца. Будет потребность в человеческих инстинктах, на которых основаны музеи, — идентичности, материальности и взаимосвязанности.
 

Ивона Блазвик, директор художественной галереи Уайтчепел

Как сообщество мы достаточно находчивы. Сейчас люди очень изобретательны в том, чтобы найти другие способы связи с нашей аудиторией и нашими художниками. У нас есть 22 партнера из разных стран мира в программе Artists’ Film International — консорциуме, который номинирует фильмы из своих регионов. Мы можем представить их онлайн. Это потрясающая вещь. Мы можем пересмотреть все лекции и подкасты наших художников и сделать их доступными. Благодаря этому мы осознали, какой у нас невероятный звуковой архив. Мы только что открыли новый ресторан, но они справились с вызовом и сказали: «Хорошо, мы будем готовить еду на вынос». Это как кино по запросу с отличной едой. Мы пытаемся насытить умы и души каждого. Надеюсь, что вместе мы можем предложить некоторое утешение, некоторое преодоление и мысли о будущем.

Есть ощущение, что природа таким образом говорит нам «хватит». Также есть ощущение, как будто страны «Глобального Севера» вынуждены примерить новую роль. Сейчас он больше всего страдает от последствий массовой глобализации. Это то, о чем нам нужно поразмышлять, пока мы стремимся выжить, а это у нас получится — я уверена.

 

Источник: Artnet News
Автор: Хавьер Пэс (Javier Pes)
Перевод с английского на русский: Ольга Добрянская