Панельная дискуссия
РУС, АНГ

Театроктратия: перформативный поворот в музейной практике

11.11.2021
18:30 — 20:00
Бейдж
Межсекционная программа
Главный штаб Эрмитажа Дворцовая пл., 6/8, Санкт-Петербург

Сегодняшнее состояние музейного контекста свидетельствует о массовом и часто некритическом интересе музеев к проектам с перформативной или исполнительской составляющей. Наличие таких проектов - чаще всего близких по формату театру и сценическим жанрам - становится способом развития музея и его позиционирования в обществе, и просто критерием профессиональной адекватности. Можно говорить о настоящем перфоративном повороте в музее. Поворот этот мог бы быть счастливым обстоятельством, если бы ни множество препятствий и сложностей для перформативной деятельности в музее. Эти ограничения могут носить содержательный, смысловой характер (разная темпоральность, разные видения целей и задач в разных жанрах, разные режимы взаимодействия предмета и человека). Но могут быть связаны и с организационными административными факторами ведения соответствующих видов деятельности (структура финансирования, инфраструктура, недостаток специалистов в командах и компетенции внутри команд). И в большинстве случаев, сложности вращаются вокруг неизбежного в перформансе движения (и связанного с ним звука), и кодификации движения в музейных залах и/или среди экспонатов музея. Дискуссия ставит задачу обсудить прагматику реализации перформативных и исполнительских проектов в музее, сформулировать точки напряжения и найти потенциал перформанса для деятельности музея, для его взаимодействия со зрителем, для его переопределения и устойчивого развития. Дискуссия ставит задачу расширить представление о перформативных и исполнительских практиках, жанрах, форматах в музеях. А также обсудить прагматические аспекты, в частности (но не ограничиваясь): как и кто программирует перформанс в музее; как сочетаются форматы перформанса и экспонирования; кто формулирует техзадание / условия создания проекта; какая команда нужна; какой тайминг; как обеспечивать включение зрителей; как перформанс сочетается с работой залов без сеансов; как снизить угрозу экспонату; как коллекционировать, хранить, музеефицировать перформанс (или этого не нужно делать).

участники