Профессиональная дискуссия «2018 год: В поисках Петипа» в рамках VII Санкт-Петербургского Международного культурного форума посвящена подведению итогов юбилейного года Мариуса Петипа, его урокам, проблемам восприятия фигуры Петипа в России и в мире, перспективам дальнейшего освоения и продвижения многогранного наследия Мастера. Состоит из 2-х частей: научной и практической.
11:00 – 12:30 Круглый стол начинается с торжественной передачи сценических костюмов Н. М. Цискаридзе (костюмы графа Альберта из балета «Жизель» по эскизам Юбера де Живанши. Большой театр, постановка 1997 года) в дар СПб МТ иМИ (Театральный музей СПб, директор Н. И. Метелица)
11:00 – 12:30 Научная часть дискуссии, для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
- Наследие Петипа в мировом балете: критерии подлинности.
- Дом Петипа: где живет дух великого Мариуса?
- Просветительская акция в школах России к юбилею Петипа: итоги и перспективы.
- Исторические источники балетных исследований: архивные документы и живая традиция.
- Проблемы увековечения памяти Петипа.
- Почему великий француз Мариус Петипа не стал героем Франции и остальной Европы?
- Должен ли Год Петипа – Год Балета закончиться по окончании 2018 года?
12:30 – 13:30
Премьера документального фильма «Позиция. Николай Цискаридзе». Это седьмой, заключительный фильм цикла «Жить балетом», снятый Фондом «Новое рождение искусства». Цикл, создававшийся с 2014 по 2018 годы, собрал в интернете более миллиона просмотров. Кинорассказ о жизни Академии Русского балета имени
А. Я. Вагановой завершается документальной картиной, посвящённой общественной деятельности Николая Цискаридзе. Это сторона жизни артиста, педагога, ректораявляется особой и малоизвестной страницей его биографии. Тем не менее, она весьма содержательна и очень интересна. В ней отражается характер, принципы, устремления, а главное - жизненная и профессиональная позиция главного героя, порой ироничного, но по своей сути глубокого и неординарного человека. В фильм вошли не только интервью Цискаридзе, но и множество документальных съёмок разных лет.
14:00 – 15:00 Открытие выставки (каб. 102)
«Солнце» и «луна» русского балета.
Марина Семенова – Галина Уланова
В фотографиях Леонида Жданова.
В мировой истории балета вторoй половины ХХ века трудно найти двух танцовщиц, так непохожих друг на друга. Марина Семенова – страстная, яркая, блистательная. Словно античная богиня, сошедшая с высот Олимпа.
Галина Уланова – хрупкая, утонченная, почти эфемерная, напоминающая своим обликом мадонн Боттичелли. Недаром, сравнивая их дарования, одну называли Солнцем, а другую Луной.
Они были современницами, воспитанницами одной школы, ученицами А. Я. Вагановой. Семенова - из выпуска 1925 года, Уланова - из выпуска 1928 года. Сначала солистки Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, затем Большого театра Союза ССР, позднее обе стали ведущими педагогами-репетиторами в ГАБТе. Они прожили в театре долгую и прекрасную жизнь. Каждая - свою. При этом, делая вид, что не замечают друг друга, как это и происходит с Солнцем и Луной…
15:00 – 16:00 – перерыв на обед
16:00 – 17:00 - практическая часть круглого стола, где участники выступят с сообщениями, как в России и в Европе в балетных школах прошли уроки памяти М. И. Петипа, в каких городах и как прошли мероприятия в честь юбилея М. И. Петипа, какими постановками отметили юбилей театры и т. п.
18:00 – 19:30 Лаборатория барочного танца в России: итоги 12-летия
Представляют АРБ им. А. Я. Вагановой, Международный фестиваль «Earlymusic» и «Барочный балет Анджолини» (Школьный театр им. А. В. Ширяева)
В конце 2006 года для работы над постановкой в Санкт-Петербурге (в рамках Фестиваля «Earlymusic») оперы И. Маттезона «Борис Годунов» был приглашен немецкий хореограф, режиссер и педагог, специалист по барочному танцу Клаус Абромайт. Вокруг него сразу же сложилась группа энтузиастов-единомышленников из российских профессиональных танцовщиков, получившая название «Барочный балет Анджолини», по имени выдающегося балетмейстера XVIII века, работавшего, в том числе, и в России. «Барочный балет Анджолини» иначально позиционировался не как постоянно действующая труппа, а как проектная лаборатория по изучению письменно-иконографического наследия, ментальности, стилистики и техники сценического, придворного и отчасти площадного профессионального танца XVI-XVIII вв. Без участия «Барочного балета Анджолини» был бы невозможен успех различных проектов Фестиваля «Earlymusic» последнего десятилетия - от постановки первой русской оперы «Цефал и Прокрис» и опытов сценической реконструкции русской школьной драмы XVII века до танцевальных стилизаций в духе придворного балета эпохи Людовика XIV. Немаловажно, что в последние годы Клаус Абромайт тесно сотрудничает с Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой.
На презентации будут представлены:
- Итоги деятельности «Барочного балета Анджолини» с января 2007 г. по ноябрь 2018 г.;
- Особенности работы Клауса Абромайта с посьменно-иконографическими источниками и его авторский подход к реконструкции стилистики и техники профессионального европейского танца XVI-XVIII вв.;
- Примеры различных интепретаций при реконструкции старинной хореографии;
- Концепция понимания сценического танца, пластики и телесной выразительности как неотъемлемой части общей музыкальной, сценической и речевой культуры в Западной Европе и России XVII-XVIII вв.
На презентации будут показаны фрагменты произведений, исполнявшихся в разные годы на Международном фестивале «Earlymusic».